Литературное кафе

Объявление

Уважаемые посетители форума! Мы переезжаем на сайт.
Прошу всех регистрироваться там и выкладывать свои произведения на форуме с самого начала. (Кто зарегистрирован хоть на одном сайте ucoz - может войти под своим логином и паролем. Если ник не совпадает с ником на этом форуме, прошу, пишите в личку Chicago - поменяем :)) Просьба в темах этого форума ничего не писать! Все на новый форум!!! БЕ-Е-ЕГОМ!!! Заполнять темы!!! Занимаем частные домики!! Желаю удачно переехать!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературное кафе » Устаревшие произведения » В оковах судьбы. (любовно-исторический роман)


В оковах судьбы. (любовно-исторический роман)

Сообщений 281 страница 320 из 331

281

Эрика, ссылку оставила.

0

282

Саида

Я и в первый-то раз первые страниц 50 ошибки подчеркивала,

хD

чем народ при чтении материала только не занимается

Mary  *всё хочу спросить - ты уже чистый вариант выложила?  :unsure:

0

283

Fan написал(а):

чем народ при чтении материала только не занимается

Поверь, это не специально вышло! Просто удержаться было невозможно... :)

0

284

Саида   дайте-ка и мне, пожалуйста, ссылку на эту чуо-йуду  весчть))))

*хочу   сама хоть посмотреть, что там за кочмар понаписали  :D

0

285

Fan написал(а):

Mary  *всё хочу спросить - ты уже чистый вариант выложила?

Нет, пока. Всё времени начать писать роман нет. Но скоро обязательно начну.

0

286

Fan написал(а):

Саида   дайте-ка и мне, пожалуйста, ссылку на эту чуо-йуду  весчть))))

*хочу   сама хоть посмотреть, что там за кочмар понаписали

У меня ссылки нет, к сожалению. Только книжка бумажная...

0

287

Саида, решила я взять всё-таки 1790 год для романа. Так вот, у меня к тебе просьба: помоги мне пожалуйста с этим временем. Не хочу снова ляпов наделать. Скажи пожалуйста: в то врмя уже носили фраки, или всё ещё комзолы? И как общались между собой дворяне: на французский манер( имена), или ещё нет? А то я так это и не поняла.

Отредактировано Mary (Ср, 22 Сен 2010 03:15)

0

288

Mary написал(а):

Саида, решила я взять всё-таки 1790 год для романа. Так вот, у меня к тебе просьба: помоги мне пожалуйста с этим временем. Не хочу снова ляпов наделать. Скажи пожалуйста: в то врмя уже носили фраки, или всё ещё комзолы? И как общались между собой дворяне: на францкзский манер( имена), или ещё нет?

Если хочешь и французский и одновременно переход от камзолов к фракам и т.д. - возьми времена после фр. революции, но до смерти Екатерины. Этот интервал хорош тем, что много чего "еще могло быть или не быть", а многое "уже могло быть или не быть" - то есть имеется простор для аффторских маневров... Потому как налицо, что называется,"переломная эпоха". С одной стороны уже французы понаехали в достаточном количестве, а с другой - все весьма консервативно, как и положено в приличном обществе на закате очередного "золотого века" :)

0

289

Нет, я хочу взять именно 1790 год. За 6 лет до смерти Екатерины. Значит, тогда были ещё камзолы. Понятно. А парики ещё носили?

0

290

И ещё, как ты думаешь: мог ли богатый и знатный дворянин желать выдать свою незаконнорожденную дочку от крепостной любовницы за богатого купца? Естественно, давая за ней большое приданное. К примеру, у меня есть идея: что он собирался ейё выдать замуж за купца. Даже хотел устроить ей смотрины. И собирался подписать ей вольную. Да не успел. Заболел и умер. А девочка росла вместе с законной дочерью того князя и воспитывалась, как и она, как " барышня".

0

291

Mary написал(а):

И ещё, как ты думаешь: мог ли богатый и знатный дворянин желать выдать свою незаконнорожденную дочку от крепостной любовницы за богатого купца? Естественно давая за ней большое приданное?

Утверждать не могу, но чисто логически... - если он ее признал, значит, сделал свободной и юридически законной дочерью, значит, мог выдать за кого хотел. А вот если не признал - то и выдать не мог. А еще и вольную не дал? Тогда продать - мог, но жениху-то вряд ли... Хотя коллизия прямо для романа! :)
А вот за купца или нет - это смотря по ситуации.
Но, в принципе, если она стала законной дочерью - со всеми положенными преференциями - то, наверное, мог подыскать кого-то и познатнее. А вот если все по-тихому, без официальных признаний - ну там вольную дал и приданное - тогда мог, думаю, и за купца.

Обрати внимание на манеру русских аристократов давать таким детям "усеченные" фамилии от своих собственных.
Бецкой - от Трубецкой, Пнин - от Репнин...
Хотя речь шла чаще всего о сыновьях, но кто тебе может запретить и девочку именовать подобным образом?

Mary написал(а):

К примеру, у меня есть идея: что он собирался ейё выдать замуж за купца. Даже хотел устроить ей смотрины. И собирался подписать ей вольную. Да не успел. Заболел и умер. А девочка росла вместе с законной дочерью того князя и воспитывалась, как и она, как " барышня".

Понакручено, конечно... Но чего только в жизни не бывает? А в книжке - тем более!

0

292

Mary написал(а):

Нет, я хочу взять именно 1790 год. За 6 лет до смерти Екатерины. Значит, тогда были ещё камзолы. Понятно. А парики ещё носили?

Ну, тогда без французов, но с париками :)

0

293

Нет, я хочу, что бы он её не признал. Официально она считалась, как дочь кормилицы и няни обеих девочек. А в семье жила из милости. Помещик собирался состряпать брак дочери именно по-тихому, без признаний. Так как не хотел злить свою молодую жену(мачеху своей законной дочери),запретившему ему удочерять свою внебрачную дочь.

0

294

Саида написал(а):

Понакручено, конечно... Но чего только в жизни не бывает? А в книжке - тем более!

Да, ты права. Уберу брак с купцом.

0

295

Саида написал(а):

Ну, тогда без французов, но с париками

Поняла. Спасибо за помощь, Саида.

0

296

Mary написал(а):

Нет, я хочу, что бы он её не признал. Официально она считалась, как дочь кормилицы и няни обеих девочек. А в семье жила из милости. Помещик собирался состряпать брак дочери именно по-тихому, без признаний. Так как не хотел злить свою молодую жену(мачеху своей законной дочери),запретившему ему удочерять свою внебрачную дочь.

Ну и нормально вполне для любовного романа!

(Забавно получилось, что ее родителями были кормилица и няня - это весьма продвинуто и политкорректно, прямо как в Голливуде :) :) :) Шучу, шучу... )

О, кстати, получается, что мачехи у обеих героинь?

Mary написал(а):

Поняла. Спасибо за помощь, Саида.

Рада помочь! :)

0

297

Мари, если тебе пригодится... Но наверное такая статья у тебя есть....

      Самым модным платьем 1790-х гг. был шемиз (от фр. shemise - рубашка) - легкое свободное платье со струящимися складками, сшитое по образцу античных хитонов.
      По внешнему виду платья напоминали рубашки, самое легкое из них весило 200 граммов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Материалами служили легкие хлопчатобумажные и льняные ткани - муслин, батист, кисея, фуляр, кружево, креп, тюль, прозрачная шерсть - дымка. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками.
      Под античные платья надевали прозрачные рубашки или трико телесного цвета. Сквозь тонкое платье хорошо было видно тело: в моде округлые, но не дородные плечи, колоннообразные шеи, пышная грудь. Практиковали накладной восковый или лайковый бюст с пружиной, которая поднималась в такт дыханию. Иногда даже для более четкого обозначения фигуры платья из тонких материй смачивали водой, и они прилипали к телу. Такую моду называли в шутку «одетая нагота». При помощи таких одежд женщины показывали стройные ноги, красивую грудь, осанку. Никогда еще декольте не было так откровенно, как в это время. Большое декольте делали на вздержку, продергивая по краю декольте ленту или шнур и присобирая его, иногда вырез обшивали оборкой, сзади густые складки переходили в шлейф. Платья называли именами римских богинь: «Галатея», «Диана», «Минерва» или «Венера». Женский облик напоминал античные барельефы и рисунки на вазах. Молодые девушки носили платья покороче, из-под которых виднелись длинные до щиколотки панталоны.
Тонкая шаль составляла неизбежную принадлежность. Шали из тончайшего пуха были воздушными и невесомыми. На однотонных шалях в стиле ампир часто делали кайму, пришивали золотые кисти. Умение драпировать и носить шаль считалось едва ли не самым важным для женщины. Существовал даже танец с шалью на балах. Шали на фоне скромных белых платьев конца века приобрели важный цветовой акцент в облике женщины. Кроме того, они служили защитой от холода в эпоху античной моды, когда красавицы умирали от простуды как мухи.
      Сначала шали были привозными - кашмирские, персидские и турецкие. Они были большого размера и делались из шерсти тибетских диких коз. В провинции Кашмир из пуха этих коз изготавливалась тонкая шерстяная пряжа с шелковым блеском. На кашмирских шалях изображали крупное цветущее дерево - символ процветания и благополучия. После поле шали заполняли листьями, бутонами, цветами и бобами. Готовое изделие было настолько легким и тонким, что свободно проходило сквозь кольцо. При перевозке кашмирских шалей их перекладывали веточками пачули против моли. Это породило в конце века моду на резковатый запах пачули.
      Поскольку по цене такие шали были практически недоступны для большинства модниц, то в России наладили свое производство шалей с применением труда крепостных. Это были мануфактуры Н. Б. Юсупова, Н. А. Мерлиной, В. А. Елисеевой и Г. А. Колокольцева. Они использовали отечественное сырье - шерсть сибирских сайгаков и вигоней. Русские шали выполняли в сложной технике двустороннего ткачества, при которой лицевая и оборотная стороны абсолютно совпадали. Середина шали - гладкая однотонная, а вытканная отдельно и пришитая к центральной части кайма состояла из пышного растительного орнамента гирлянд и букетов роз, сирени, гиацинтов, ландышей, незабудок и пионов. При их изготовлении использовалось до 60 различных цветов нитей.
      Работа была кропотливой, для нее требовались нежные пальцы девушек от 17 до 27 лет. За 10 лет такой работы крепостные мастерицы полностью утрачивали зрение. Одну шаль делали от шести месяцев до двух с половиной лет. Поскольку шали стоили недешево, ими обладали только аристократки. В свете особенно ценилось умение красиво и непринужденно носить шаль. Она легким шлейфом ниспадала с обнаженных плеч, обвивала стан и руки, драпировалась вокруг талии.
      Костюм конца XVIII в. изменил мир танцев. Они стали быстрыми, и партнеры в танце могли быть рядом, так как платье не мешало подойти к женщине. Соответственно изменилась и обувь. Обувь к античному наряду полагалась без каблуков. Дамские туфли шили из атласа белого, голубого и розового цветов без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий. Такая обувь была похожа на туфельку современной балерины.
      Ходить плавной, скользящей походкой и тем более танцевать в такой обуви было непросто. Необходимо было носок подавать вперед, пятку поднимать вверх и не опускать ее на пол прежде носка. Голову нужно было поднять, шею держать свободно, тело прямо, плечи опустить, локти прижать к бедрам, руки держать спереди. Ходить нужно было строго по прямой, грациозно, не торопиться. Это требовало тренировки. Платья делали не совсем длинными, поэтому туфельки и щиколотки были видны. Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку с зажатой в ней концом шалью. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. Чтобы шаль «слушалась» танцовщицу, в нее предварительно вшивали тяжелые золотые или серебряные шарики.
Прически носили в подражание греческим и римским образцам высокими, волнистыми, украшали их лентами и цветами. Их особенность - виртуозная техника выполнения завивки, сочетание разных видов локонов - плоских, круглых, спиральных, трубчатых, ленточных, стружками. Обязательный элемент - пучок своих волос или искусно сделанный шиньон, который крепили гребнями, шпильками или сетками. На лбу делали челки. В прически вплетали гирлянды цветов. Носили диадемы и обручи из драгоценных металлов, по центру украшенные пером. Украшением служили фероньерки - красивый камень на лбу, закрепленный с помощью шнура в прическе. В конце века это украшение называли «смотрите сюда», а свое название фероньерка получила по имени прекрасной Фероньер - фаворитки французского короля Франциска I, которая впервые ее надела. Стремление придать женщине облик античной статуи, служившей идеалом красоты, не допускало большого количества украшений. Считалось дурным тоном надевать несколько украшений одновременно. В моде стальные украшения с алмазной огранкой и резные полудрагоценные камни.
Камеи на какое-то время затмили бриллианты и дорогие самоцветы. Их делали из слоистых агатов, ониксов. Браслеты античные модницы носили на руках и ногах. Ножные браслеты - один на щиколотке, второй выше колена. Все ручные браслеты и кольца надевали на перчатки. Популярны были медальоны с локонами возлюбленных. Очень модными стали диадемы, золотые обручи, венки из искусственных цветов и колосьев, дубовых и лавровых листьев.
      В головных уборах преобладали восточные мотивы, использовали легкие муслиновые и шифоновые ткани. Модные головные уборы составляли чалмы, тюрбаны и береты со страусовыми перьями. Тюрбан делали из большого куска ткани, обмотанного вокруг головы, перевитого бусами и украшенного перьями цапли, собранными в метелку и прикрепленными брошью. Носили также шляпы типа капора на каркасе с очень большими спереди полями, закрывающие в профиль все лицо. Их отделывали лентами и кружевом, подвязывали лентами под подбородком. Они были белого, розового, салатного, желтого и палевого цветов. Яркая косметика была не в чести, добивались белизны лица и кожи, поэтому пудрили все тело. В крайнем случае использовали неяркую помаду. Увлечение античностью сделало популярными ароматические ванны и курильницы. Последние напоминали античные вазы. С их помощью и наполняли помещения прекрасными ароматами.
      Дополнением к легким платьям служили также белые длинные шелковые перчатки и чулки. Чулки делали с серебряными стрелками. Эту деталь туалета рекомендовали к белому батистовому недлинному платью, особенно молодым девушкам. На чулках вышивали гирлянды дубовых и лавровых листьев. Розовый, голубой и фисташковый были цветами молодых.
      Прозрачные платья-туники хорошо сочетались с маленькими кружевными тюлевыми веерами, через которые кокетки свободно наблюдали за происходящим. Веера этой эпохи небольшие - из кисеи, шифона, тюля и кружева светлых тонов, на них вышивали стальными пайетками узоры в виде плакучих ив, водопадов и снопов. Станки таких вееров делали из плющеного рога, резной кости и перламутра.
      Другой вариант веера - крохотный бризе из слоновой кости, панциря черепахи и рога, все поле медальона которого украшали сквозной резьбой, гравировкой и росписью. Именно в эту эпоху у веера появилось кольцо, к которому крепился шелковый шнур с кистью для ношения на запястье. Дама могла теперь свободно манипулировать веером, не боясь его выронить. Если дворянка быстро закрывала веер и держала его между сложенными руками, то это означало огорчение. Желание танцевать на балу выражали резким и быстрым движением открытого веера к себе. Презрение к кому-либо означало внезапное движение открытого веера вниз на запястье. Закрытый веер, повешенный на правой руке, означал конец разговора.
Перчатки в XVIII в. делали из шелка, кружева и лайки. Лучшие сорта лайки производили из кожи козлят, худшие - ягнят. Лайка имела способность растягиваться, поэтому перчатки идеально облегали руку. Натягивали их с помощью специальных деревянных ножниц - распяла - и застегивали специальным крючком на множество пуговиц и кнопок. Люди среднего достатка аккуратно штопали и чистили перчатки после носки. Их носили даже дома, поэтому многие дворяне заменили медные ручки дверей, от которых они темнели, на хрустальные. Чтобы не испачкать перчатки, были изобретены портбукеты - воронка с букетом, которую держат в руке или прикрепляют к платью. При открытых платьях носили длинные перчатки выше локтя, а при закрытых - маленькие. В торжественных случаях всегда надевали белые перчатки, в других случаях - в тон платья. Верхом неприличия считалось надевать перчатки на улице. Снимали их только для игры на музыкальном инструменте, для еды и в церкви. Танцевать без перчаток считалось неприличным, подать голую руку кавалеру в танце было просто скандалом.
      В повседневном быту для прогулок и визитов носили платья с короткими рукавами античного покроя. Их делали чаще всего из легкого шелка - фуляра, отделывали бархатной лентой и оборками. Большой вырез платья при выходе на улицу было принято прикрывать пелериной. Для этой цели служили рединготы (от англ. riding coat - пальто для скачек) - пальто из легких шерстяных тканей прилегающего силуэта. Замужние дамы и женщины в возрасте носили боа (от фр. boa - удав) - узкий длинный шарф из меха или перьев. На улицу брали с собой шелковый зонтик. С легкими платьями в непогоду надевали кружевное манто, легкое, на подкладке, которое застегивалось спереди на крючки. Пожилые женщины надевали платья из более плотных материй, носили корсеты, букли и искусственные шиньоны.
      Верхней одеждой также был короткий жакет с длинными рукавами на утепленной ватной или меховой подкладке, шили его из черного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках. Он назывался спенсер (от англ. spensere). Появление спенсера связано с легендой о том, что лорд Спенсер однажды задремал у камина и прожег фалды своего бархатного фрака. Заметив это, он немедленно отрезал полы и остался в коротком жакете. В теплое время года спенсер служил верхней одеждой, а в зимнее - домашней.
      В XVIII в. Россию охватила галломания и подражание французским модам, а в последней четверти века - англомания. В Москве одевались ярче, свободнее и тяготели к французской мишуре и нарядности туалета. В Петербурге превозносили английский стиль, строгость и простоту в костюме, держали фасон, на балах появлялись в строгих белых туалетах.
Перчаткой пользовались, как и веером, для общения с партнером. Если дама нечаянно роняла перчатку, это означало согласие. В противном случае перчатку теребили рукой. Спущенная до половины левой руки перчатка означала равнодушие. Свою ненависть дама показывала вывернутой наизнанку перчаткой. Досаду показывали ударом по руке перчаткой. Разглаживание перчатки на руке означало желание быть рядом. Если перчаткой ударяли по левому плечу, тем самым давали надежду или обращались с просьбой остаться в обществе. Желание танцевать выражали так: брали перчатку за кончики пальцев и манили партнера. Прощение - приложение перчатки с правой руки к сердцу.
                                                                                (М. В. Короткова. Традиции русского быта.)

0

298

Джой, спасибо за информациюhttp://i016.radikal.ru/0803/82/f16715024151.gif.

0

299

Mary  ок,  как начнёшь   меня в Л.С.  пожалуйста   пни))))

0

300

Fan, обязательно. Джой, милая, ты немного ошиблась насчёт моды 1790 года. Точнее ошиблась автор этой статьи.Такие платья, которые описывает автор твоей статьи стали носить только с 1794 года. Я сейчас штудирую это время и нашла статью об этом.

Исторические костюмы Европы XVIII века.

  [align=center]  http://s40.radikal.ru/i090/1009/da/2fc1092cb8c2.jpg

  Французская мода со времени царствования Людовика XIV стала образцом для всего знатного модничающего мира. С течением времени эти моды проникают и в низшие классы европейского общества, и в XVIII веке весь цивилизованный мир начинает одеваться на французский лад.

Сначала в отдаленных от Франции странах сильно отставали от "последнего крика моды", но с шестого десятилетия, когда в Париже начали периодически выходить модные журналы и гравюры, все "новинки" стали появляться и в других государствах одновременно с Парижем. Немцы, англичане, русские и другие народы вносили в одежды и "свое", но оно выражалось почти всегда только в деталях и не касалось основных форм костюма, создаваемых Парижем.

В конце века в Англии появляются самостоятельные формы одежды: фрак, редингот и т. п. Эти формы заимствуются Францией, несколько видоизменяющей их, и уже отсюда расходятся по всему миру.

Моды XVIII века рождаются не из потребностей человека, они создаются не ради удобства, а исключительно ради изящества и вполне согласуются с утонченной жизнью этой эпохи.

Люди XVIII века жили удовольствиями, иллюзиями, создавали вокруг себя ту обстановку, которая рождалась в их утонченных мечтах; они были то фермерами, то пастухами, то олимпийскими богами; их жизнь была украшена вымыслами, причудами - земля и настоящий мир были далеки от них.

Их гибель под ударом революции вполне естественна: дольше жить они не могли, ибо их утонченная жизнь и вкусы в конце века граничили с вырождением. Должны были явиться им на смену более здоровые люди, которые сумели бы из всего созданного ими извлечь ценное, сохранить прекрасное и выбросить выродившееся и безобразное. К сожалению, революционеры сделать этого не могли.

Французские моды. Регентство. Людовик XV и Людовик XVI (1715-1791)

Эпоха Регентства (1715-1723) характеризуется девизом регента Филиппа Орлеанского: apres nous le deluge. Последние годы царствования Людовика XIV, уставшего от чудовищных интриг своих любовниц и придворных, боявшегося за свою жизнь, носили мрачный и суровый характер, и эта мрачность и суровость отражались и на костюме. После его смерти наступила реакция. Аристократия под предводительством регента, сбросив с себя оковы строгого этикета, созданного госпожой де Ментенон, наслаждается жизнью. Галантные люди посвящают все свое время ухаживаниям, любовным интригам и похождениям. Большая часть жизни аристократии проходит в будуарах, в "таинственных" гротах, вообще в тех местах, куда не проникает нескромный глаз. Дамам во время их туалета прислуживают теперь уже не горничные, а камердинеры, и они "не стесняются менять при них свою рубашку". Современные модницы, вставая утром с постели, и во время туалета принимают гостей. Libertinage и откровенная распущенность сменили чопорную скромность, скрытый разврат и строгий этикет времени г-жи де Ментенон.

Вступив на престол, молодой король, а с ним вместе и весь двор продолжают вести ту же легкомысленную жизнь, которую вели придворные во время Регентства, и это отражается на костюме.

У мужчин во время Регентства мы замечаем два рода платья: 1) легкое, свободное и 2) тяжелое, облегающее корпус. На картинах Ватто стройные талии действующих лиц скрыты под мягкими складками шелковых костюмов, под богатыми легкими кафтанами, а бесчисленные гравюры того времени знакомят нас и с другим родом кафтана, встречающимся в первые двадцать лет этого столетия, представляющим собой полукафтан с юбкой (l'habit a jupe), полы (юбка) которого начиная от талии падают неподвижными складками, чаще всего расположенными сзади.

Короткий камзол (veste) представляет собой длинный жилет с баской; эта баска достигала до половины бедер и была только немного короче верхнего кафтана; на ней были карманы, и ее носили расстегнутой наверху, чтобы выставить напоказ дорогую рубашку и кружевной галстук. Рукава кончались широкими обшлагами раструбами с петлицами; из-под них виднелась рубашка с кружевными манжетами. Штаны доходили только до колен. При застегнутом кафтане их не было видно; и только чулки, натянутые поверх штанов и стянутые подвязками, виднелись из-под колоколообразных фалд кафтана. Шпагу носили в кармане кафтана или жилета. Модники носили по-прежнему камышовую трость с набалдашником.

В царствование Людовика XV верхнее платье становится проще, талия опускается очень низко, оно делается более коротким, менее пышным, менее разукрашенным, передние полы иногда закругляются, складки собираются сзади у боковых спинных швов; рукава доходят до самой кисти руки и кроятся такими же узкими, как и в настоящее время, только обшлага остаются широкими, раструбчатыми. Кафтан простого буржуа делается обыкновенно довольно длинным. К домашнему кафтану очень часто приделывается отложной воротник; однако встречаются и придворные кафтаны с отложными воротниками. Парадные платья украшаются бантами на плече до 1725 года, затем эта отделка исчезает.

Вместо плащей все стали носить рединготы. В виде верхнего или дорожного платья носили также так называемый roquelaure. Эта одежда имела форму широкого, сшитого не по талии, расходящегося книзу и застегивающегося спереди пальто. К нему был приделан маленький воротник и большие карманы с широкими лацканами; рукава были длинные с узкими, закрытыми обшлагами. (По поводу обшлагов вообще необходимо заметить, что они делались в это время из той же материи, что и весь костюм.)

Vest'a, которая была почти не видна под верхним платьем, получила называние жилета, и это, действительно, был жилет без рукавов, но с баской. От современного нам жилета o он отличается тем, что и перед его, и зад делались из одной и той же материи. С 1700 года полы кафтана при верховой езде отворачиваются наружу, а их углы пристегиваются с помощью пуговицы или крючка. Такой кафтан с пристегнутыми полами стал военным костюмом; он же был прототипом фрака.

При наличности жабо (jabot) шея поддерживалась воротником или несколькими оборами воротника вроде галстука из кисеи. Простые буржуа и солдаты носили галстук из плотной белой материи; поверх него они надевали другой галстук в виде полосы из черной материи, который закрывал белый галстук, оставляя видимой только узкую полоску сверху. Галстук с двумя спадающими вниз концами встречается изредка до 1750 года.

Штаны(la culotte) pacстегивались спереди в виде откидного фартука; этот покрой назывался a pont и вышел из употребления только в XIX веке. В то же время, как редкость, появились первые брюки (panta-lons), которые вначале надевались только при будничном костюме. С 1730 года штаны (culotte) стали носить поверх чулок, хотя до середины семидесятых годов изредка встречаются чулки и поверх штанов; штаны застегивались пряжкой под коленкой. Вместо принятых до сих пор красных или синих чулок стали носить белые или светлые; черные чулки носили духовные лица, судьи, учителя, они же носились при трауре.

Начало царствования Людовика XVI повлекло за собой некоторые изменения костюма, в смысле упрощения его. Благодаря Людовику XV и его правительству Франция была разорена. Новый король в начале царствования давал пример искреннего разрыва с прошлым, и окружающие поддерживали его в этом, но это продолжалось недолго.

Главные формы мужского костюма в эту эпоху остались такими же, какими были раньше, только изменился покрой; начинают подражать иностранным образцам: немецким, американским и в особенности английским.

В 1770 году у кафтана обрезаются накось полы по образцу английского frock; воротник делается низким, стоячим. Задние пуговицы опускаются на таз; веерообразные, заутюженные складки на спинных боковых швах остаются такими же, как при Людовике XV. Борт кафтана отделывается галуном или узкой шелковой цветочной гирляндой. Обшлага становятся узкими и почти облегают руку у кисти. Vest'a шьется короткополой. Она украшается, как и фрак, вышивкой или узким галуном. Пуговицы делаются из дерева и обшиваются той же материей, из которой сшит фрак (сукном, бархатом, шелком) и украшаются вышивкой. В 1780 году фрак кроится сильно открытым; в 1785 году к нему пришивается иногда открытый воротник.

Открытый фрак и короткополый жилет стал при Людовике XVI придворным костюмом (habita la francaise); он был в моде до разгара революции. В 1780 году от англичан был заимствован жилет (le gillet). Этот жилет, похожий на наш современный, кроился без пол, и только перед его делался из дорогой материи. Он был без рукавов.

Английский фрак с 1780 года начинает постепенно носить и буржуазия, мало-помалу он совершенно вытесняет широкий кафтан. Такой английский фрак носили обыкновенно застегнутым; спереди, выше жилета, он был горизонтально срезан; он этого выреза спускались вниз скошенные к заду фалды; они постепенно суживались и доходили до икр. Клапаны карманов находились почти на тазу. Под подбородком фрак был открыт, а стоячий отложной воротник закрывал шею. Пуговицы делались очень большими из металлов, рога и перламутра. Вместе с фраком носили жилет, облегающие штаны вроде рейтуз и иногда полувысокие сапоги с широкими отворотами, вроде ботфорт.

В это же время вошла в моду английская пуританская шляпа с прямыми полями, с высокой тульей в виде усеченного конуса; тулья украшалась лентой с пряжками; в 70-х годах появился цилиндр (американская шляпа квакеров). Шпаги с этим костюмом не носили, зато носили высокую сучковатую палку.

В большом ходу был в Париже "польский кафтан", украшенный шнурами, как на гусарке, и доходивший до икр. Одним из излюбленных видов верхнего платья был так называемый редингот - длинный кафтан до лодыжек со стоячим воротником.

Редингот, называемый la levite a l'anglaise, делался с тройным воротником и с двубортной застежкой на пуговицах или крючках.

При Людовике XV был в моде бархат, сукно и шерстяные материи; летом их заменяли тик (le koutil) и нанка (nankin). При Людовике XVI употреблялись те же материи, а летом легкий шелк, белое полотно и кисея.

В конце царствования Людовика XVI замечается какая-то небрежность в костюме, соединенная у аристократов с изысканностью.

Все стали признавать только домашний костюм (neglige). Обычно костюм, называемый neglige или en chenille, состоял из фрака без украшений, короткополой vest'ы или жилета с узкой вышивкой, штанов темного цвета и цветных или полосатых чулок. Волосы при этом костюме очень часто оставались ненапудренными. У аристократов этот домашний костюм приобрел очень изысканный вид.

Платье l'habit a la francaise и фрак (frac), хотя и шьются по прежнему образцу, имеют совсем новый вид вследствие того, что делаются из самых разнообразных пестрых и ярких материй, кажущихся иногда даже смешными на плечах почтенных вельмож.

Жилеты делаются такими же пестрыми и украшаются всевозможными вышивками.

Levite a l'anglaise вместе с узкими кожаными штанами стал очень употребительным костюмом.

Прически, шляпы и башмаки. Роскошные парики с ниспадающими на плечи локонами значительно уменьшились в объеме во времена Регентства; длинные парики из трех частей после 1720 года сохранили только доктора (perruque a trois marteaux), юристы (perruque in folio), и духовные лица (perruque carree); у остальных локоны стали разделяться на три части: на заднюю прядь, связанную лентой и называемую queue, или заплетенную и носящую название bout de rat, или же остающуюся свободной и называемую la financiere; боковые пряди назывались cadenettes.

Вскоре, с 1730 года, стали помещать "хвост" в разукрашенную сетку или в мешок с розеткой; сначала этот мешок употреблялся только при домашнем костюме (neglige), а затем очень быстро вошел в моду; его носили до 1760 года; потом начинают носить косу без мешка, а с 1780 года снова иногда встречается мешок; позднее для простого костюма была придумана прическа catogan, состоявшая из короткого и толстого узла волос, связанного лентой и висевшего на затылке. При Людовике XV продолжали существовать накладные волосы (postiches) под разными названиями, как-то: perruques carrees, de bichon, a la sartine, a la circonstance, a la moutonne mirleton (прическа с косой и локонами на висках); различные классы употребляли различные накладки; так, у духовных лиц, у маленьких аббатов были свои особенные накладки; военные носили la brigadiere; судьи - 1а perruque a boudins. Всех их вытеснили la queue и le catogan при Людовике XVI, причем следует заметить, что никогда не употреблялось столько пудры, как в это время. Во время последней четверти столетия некоторые решительные "англоманы" стали носить длинные волосы без париков.

Треуголка (a trois comes) была единственной модной шляпой при Людовике XV. При парадном костюме на голову ее не надевали, потому что она могла испортить прическу, а носили под мышкой. Для поклона ее брали в правую руку и описывали ею полукруг вниз. Иногда для удобства такую шляпу делали совсем плоской, не надевающейся на голову (chapeau bas). Шляпы буржуа, ремесленников и солдат были довольно высокими с большими, торчащими кверху полями. Аббаты (вместе со своим черным модным костюмом и узким длинным плащом из тафты или саржи с гладким четырехугольным воротником) носили на парике (с косой в мешке) ермолку. (Во второй половине столетия плащ аббатов стал коротким и назывался "ласточкин хвост"; на голове они стали носить треуголку.)

При Людовике XVI треуголка осталась парадным головным убором. "Англоманы, - говорит Кишера, - предпочитали jackey, или jockey, - маленькую, круглую шапочку." Ее носили также при будничном мужском костюме (neglige), о котором мы только что упоминали. В конце этого царствования треуголка утратила один из своих углов.

Всем известно, что Людовик XIV носил высокие красные каблуки. При Людовике XV снова стали носить остроконечные носки; вместо розеток из лент стали употреблять пряжки, а высокие каблуки также скоро вышли из моды, как и вошли в нее.

Сапоги с отворотами дополняли вышеупомянутый habit levite, а простые сапоги с четвертого десятилетия стали делать с мягкими голенищами, которые подвязывались под коленом ремнем с пряжкой; наколенники из грубой кол-си с раструбом пристегивались к ним отдельно; обыкновенно эти сапоги были черными, а наколенники делались иногда лакированными; изредка носили гамаши на пуговицах, те самые гамаши, которые с конца XVII века были в употреблении у солдат.

В 1780 году появляются у мужчин зимой громадные муфты.

Женский костюм XVIII века, заимствованный у XVII во втором десятилетии подвергся изменениям, заимствованным у англичан, однако его главные составные части остались те же: нижнее платье (la jupe) и роба (la robe), надевавшаяся сверху. Обе эти части стали украшать фалбалами (falbala), состоявшими из узких полос материи, собранных в складки, местами перехваченных и разделенных на буфы, или же воланами. Воланы делались из той же материи, что и платье, а фалбалы из другой. Во времена Регентства женское платье стало принимать в нижней своей части невероятные размеры. Снова появились фижмы (vertugadins) под названием paniers (корзины). "Это был - как говорится в современной энциклопедии, - род юбки, нашитой на обручи из китового уса, расположенные один под другим; самый широкий находился внизу, а все остальные суживались по мере того, как приближались к талии." Под panier пришивались особые набедренные подушки. Все это сооружение называлось колоколом (cloche), или куполом, или воронкой (l'entonnoir), но первые две формы скоро исчезли, и остался купол.

В 1725 году панье приняли такие размеры, что их нижний диаметр достигал шести метров. Нужно было большое искусство, чтобы двигаться в обществе с таким сооружением. На карикатурах того времени мы видим очень часто дам в panier, садящихся в экипажи, причем их кринолины поднимаются кверху и позволяют видеть дамские dessous или же совершенно обнаженные нижние части тела. Этой моде следовали не только dames de qualite, но и женщины низших классов, снимавшие свои корзинки только для работы. С течением времени верхнему обручу стали придавать разные формы: растягивали его в ширину, вытягивали назад - и каждая такая форма корзины имела свое название.

Название рукава "a la pagode" тоже относится к этой эпохе; под ним нужно разуметь очень открытые рукава в форме воронки с отворотами. Слово мантилья (mante) обозначало теплые меховые пелерины в форме колокола без рукавов.

Линии тела совершенно исчезали под этими костюмами.

Бюст был сдавлен корсетом на китовом усе или канифасным лифом на стальных пластинках, а нижней части тел совсем не было видно.

Корсеты носили с прямой планшеткой - французские, шнурованные спереди, и английские - сзади. Последние кончались острым шнипом снизу спереди. Этот шнип с течением времени был перенесен и на французский корсет. Наверху спереди к корсетам был приделан карман для саше. Корсеты сильно сдавливали грудь и поднимали ее кверху. Надевавшиеся поверх английского корсета корсажи зашнуровывались тоже сзади. Французские корсеты обшивались дорогой материей, и их носили вместо корсажа. Во втором десятилетии вырез корсажа (корсета) был снова увеличен; вошло в моду очень сильно обнажать грудь, и без того выступающую из выреза, благодаря корсету. Узкие рукава доходили до локтя и были украшены снизу батистовыми или кружевными манжетами в виде воронок.

Появившаяся в 1710 году новая пеньюарообразная форма платья называлась contouche; это была широкая одежда с декольте, без талии, падающая свободными складками до пола. Контуша была открыта спереди во всю длину и завязывалась на талии шарфом. Рукава и вырез на груди остались теми же, что и раньше. В третьем десятилетии контуша вытеснила почти все другие формы костюмов. Ее делали из светлых шерстяных, шелковых или из прозрачных тканей, сквозь которые было видно цветное шелковое нижнее платье. Зимняя контуша шилась из бархата, тяжелого шелка или шерстяных материй и украшалась иногда меховыми полосами. В виде домашнего платья ее носили собранной на талии или же спускали ее до колен; в таком виде она называлась казакином и была излюбленной одеждой немецкой буржуазии. Контуша была сильно изменена в 1740 году к ней приделали лиф, который хотя и обрисовывал бюст, но только спереди, а сзади, начиная от шеи, контуша по-прежнему падала вниз своими широкими свободными складками (так называемые складки Ватто); эти складки иногда подбирались сзади и с боков и прикреплялись у талии. С течением времени контушу разделили на корсаж и юбку; сзади осталась прежняя складка, а спереди она стала иметь вид робы в талию. В середине столетия снова стали носить робу, но с тем изменением, что в лифчик стали вшивать китовые усы, которые позволяли носить ее без корсета.

Этот новый вид робы (robe ronde в отличие от contouche или robe flottante) сдавливал бюст; ее корсаж застегивался у талии и шел, расходясь, кверху до груди; к образовавшемуся таким образом спереди на груди остроконечному книзу вырезу пришивали "грудку" (piece) из дорогой материи, кружев или собранного газа. В середине столетия юбка робы приобретает шлейф и делается спереди открытой настолько, что были видны разукрашенные отделкой нижние юбки. Обнаженную грудь прикрывали иногда шелковыми треугольными платками и кружевными или батистовыми мантильками. Косынки, называемые fichu, вошли в моду в 1750 году.

Мантилька с капюшоном (mantelet a capuchon), мантилья из газа (la mantille de gaze) украшали плечи. Небольшие передники надевали только молодые девушки. Большие фартуки носили только женщины из буржуазии.

Для изготовления платьев пользовались материями, украшенными цветами; позднее вошли в употребление шелковые ткани changeant и полосатые материи, причем блестящая полоса (из атласа) чередовалась с матовой полосой (из шелка, репса и т. п.). Материи были затканы или вышиты цветами, гирляндами, букетами. Носили также дама, атлас, тафту, даже тонкую и легкую парчу. Буржуазия одевалась в шерстяные, бумажные, батистовые и ситцевые материи.

Царствование Людовика XVI. Уже с 1770 года дамы перестали носить панье, кроме тех случаев, когда приходилось одеваться в парадное платье. Вместо них стали носить вокруг талии подушки или же накрахмаленные и волосяные юбки (poches, culs de Paris, bouffantes). Молодая королева Мария-Антуанетта совершенно изменила форму корзинки. Она ввела в 1774 году новый вид кринолина; он состоял из нескольких металлических, связанных друг с другом обручей, расположенных вокруг талии в одной плоскости, один за другим. Дамские платья распространялись лучеобразно над бедрами и затем падали прямо вниз. Новый вид кринолина все увеличивался в диаметре до 1785 года, когда стал уменьшаться, пока революция совсем не вывела его из употребления.

Мода на короткие платья чередовалась с модой на длинные. Нижнее платье (le jupon) застегивалось сзади и состояло только из одной юбки. Ее делали теперь очень часто всю из кружев и отделывали кружевными воланами, расположенными рядами, или фестонами. Верхнее платье (1е manteau) состояло из корсажа и из открытой спереди юбки со шлейфом или без него. Декольте делалось круглым или квадратным и обшивалось кружевом. Корсаж верхнего платья зашнуровывался спереди наглухо, шнуровка прикрывалась отделкой. Для того чтобы как можно выше поднять бюст, корсаж зашнуровывался снизу вверх. Грудка (la piece) почти вышла из употребления. Узкие рукава доходили, как и прежде, только до локтя и отделывались снизу шелковой рюшью, фалбалами, из-под которых падали широкие кружевные манжеты. Так как корсаж кончался шнипом и спереди и сзади, то спереди и сзади юбка прилегала почти вплотную, а с боков поднималась кверху. Иногда обе средние части спинки корсажа кроились вместе с юбкой из одного куска; у таких платьев корсаж и юбка составляли одно целое. В большом ходу была складка Ватто. Очень часто в подкладку юбки вшивались рядами кольца, сквозь которые продевались шнурки; с помощью этих шнурков можно было поднимать юбку, как штору, кверху. Некоторые женщины носили корсажи с баской и длинными рукавами.

В продолжение девятого десятилетия женский костюм, как и мужской, подвергся английскому влиянию. Появились различные рединготы, которые отличались длинными, узкими рукавами, карманами с боков и т. п.; иногда они были с большими отложными воротниками. Все стали носить кофты в талию с длинной баской, называвшиеся "caraco". Эти кофты застегивались на груди лентами и расходились книзу. Декольте делалось в большинстве случаев только спереди. Баска располагалась вокруг талии складками и была с боков короче, чем сзади. Под юбку подкладывался сзади турнюр-подушка (cul de Paris). Узкие рукава кончались оборкой или фалбалами. Зимой носили caraco закрытыми. С течением времени caraco стали принимать форму мужского фрака с отворотами, воротником, фалдами и карманами. В 1780 году была мода носить дома и на улице богато отделанный фартук. Зимой дамы носили колоколообразные шубы с полуширокими длинными рукавами, и невероятных размеров меховые или бархатные муфты.

В 1790 году женский костюм состоял из юбки, caraco, косынки на каркасе, шляпы или чепца. Юбка была внизу круглой, изредка она была сзади немного длиннее, чем спереди; делалась она из тонкой, гладкой, возможно светлой материи; встречаются также юбки из белого муслина и из материй с нежным узором. Подол украшался обыкновенно воланом или фалбалой; иногда такое украшение пришивалось на уровне колен. Полам сагасо придавали кругловатую или сердцеобразную форму, иногда они делались и прямыми; из-под сагасо была видна грудка (piece), украшенная бантами и т. п.; в редких случаях сагасо застегивались до низу. Баску все более и более укорачивали и делали ее то в складку, то прямой. Рукава были длинные, узкие; иногда рукава делались с несколькими буфами; такие рукава доходили до локтя; при сагасо с рукавами до локтя носили длинные перчатки из козьей или собачьей кожи.В 1788 году из Англии была заимствована утренняя дамская одежда с короткими рукавами, названная chemise. Из этой рубашки позднее во времена террора образовались туники. Одежда напоминала простую рубашку из тонкой, падавшей мягкими складками материи; она завязывалась поясом из широкой шелковой ленты. Для прикрытия шеи и груди служили треугольные косынки, украшенные двумя или тремя рядами фалбал, однако, как только не мешала этому погода, француженки появлялись на улицах с очень низко открытым бюстом. Вместе с английскими костюмами появилась мода носить эти косынки во всех случаях, кроме тех, когда надевалось парадное платье. В 1790 году косынки стали делать на каркасе, так как необычайно полная грудь стала считаться признаком женской красоты. Англичанки того времени особенно выделялись утрированным искусственным бюстом. Косынки на каркасе вышли из моды в 1794 году.

Придворное платье шилось, как и прежде, из гладкого шелка, атласа и бархата. Туалеты общества делались из легких материй нежных цветов, как, например, шелковая тафта и шелк changeant. Каждодневное платье шилось из казимира, бумажных и полотняных тканей. Прежние материи с цветами с 1775 года начинают исчезать, дома носят преимущественно однотонные ткани, для которых были найдены очень характерные, хотя и не вполне приличные, названия (couleur vieille puce; couleur cul de mouche; couleur merde d'oie и т. д.). Отделывались платья необыкновенно роскошно массой бантов, кокард, букетами и гирляндами цветов и фруктов, сборчатыми полосами газа, фалбалами, блондами, кружевами, даже жемчугом и драгоценными каменьями. Поэтому стоимость платья нередко равнялась целому состоянию.

Мелкая буржуазия относилась совершенно индифферентно к колебаниям только что перечисленных нами мод. Хозяйки, изображенные Шарденом, представляются нам, в сравнении с модницами, суровыми монашескими фигурами в своих скромных, гладких платьях.

Прически и обувь. В смысле причесок не следует смешивать двух половин царствования Людовика XV. Эти прически делались сначала низкими и очень приличными; единственный их недостаток состоял в обильном употреблении пудры. При домашнем неглиже (neglige) надевался газовый чепчик; головным убором для гулянья служила шляпка (capeline). Она придавала лицу "серьезный и тем не менее пикантный вид", а румяна и мушки "делали его более молодым".

Совершенно иное мы видим после 1750 года. Прическа становится высокой, волосы поднимаются вверх, в виде остроконечного сооружения, и масса их увеличивается в объеме прибавлением париков или шиньонов и украшается лентами, перехватами и маленькими чепчиками. В продолжение тридцати лет эта мода идет crescendo. Странные сооружения из волос прекратили свое существование только тогда, когда вес аксессуаров сделался слишком большим и стал грозить разрушением самой прическе. Громадные пучки перьев, буфы из искусно сложенного газа вкалывались во внутреннюю волосяную подкладку, а так как все эти наколки делали из головы нечто вроде гнезда, то придумали еще украшать ее разнообразными предметами: небольшими безделушками, фруктами, статуэтками, настоящим маленьким театром в миниатюре с пастушками, ветряными мельницами и сельскими видами.

Благодаря кринолину женская обувь стала теперь более заметна, чем прежде. Туфли делали из цветной кожи или из блестящего атласа и украшали их бантами, розетками или маленькими металлическими пряжками, последние были очень часто осыпаны драгоценными каменьями. Форма туфель была узкая с острыми носками и высокими каблуками. Женщины среднего сословия носили черные кожаные мужские башмаки. Дома надевали туфли. Чулки носили преимущественно белые, украшенные цветной вышивкой. К концу столетия туфли стали делаться более открытыми, а каблуки стали мало-помалу исчезать.

Пользуясь Tableau de Paris Mercier и не входя в более подробные описания, можно привести бесконечное количество терминов, служивших в конце этого столетия обозначением различных причесок и принадлежностей женского туалета. Всякий фасон имел свое определенное название, которое часто бывало очень недолговременным. Мы встречаем там: дезабилье, называемые pierrots, кофты colinettes, caracos a l'innocence reconnue (признанной невинности), токи accompagnes de deux attentions prodigieuses, чепчики aux navets (с репой), чепчики attristes (печальные), aux sentiments replies (подавленных чувств), a l'esclavage brise (уничтоженного рабства), фалбалы plaintes indiscretes (нескромных жалоб), vapeurs composition honnete. Само собой понятно, что определить сезон этих кратковременных мод невозможно. Иногда вновь придуманная прическа называется каким-нибудь событием дня.

Как на интересное явление следует обратить внимание на возвращение к простым сельским вкусам и нравам. Само собой разумеется, что эти вкусы были не долговечны. Легкомысленное общество не принимало в действительности никакого участия в жизни земледельческого населения. Просто городские удовольствия наскучили, приелись аристократам. Их утонченность, граничащая с вырождением вкуса, требовала все новых, неведомых наслаждений, и вот они переселяются в свои провинциальные имения, в свои замки, в свои маленькие пригородные отели, называемые les folies. Королева давала этому пример, живя в Трианоне. В этой изящной рамке среди искусственной, созданной человеком природы появляются легкие соблазнительные домашние костюмы - неглиже (negliges), дезабилье (deshabilles) и т. д. Светлые, легкие и прозрачные материи гармонируют очень хорошо с этой изящной искусственной жизнью.

С такой же быстротой, с какой мода создавала, с такой же быстротой она и разрушала свои создания. Мерсье говорит: "Одновременно с тем, как я пишу, изменяется язык модных лавок; через месяц меня уже не будут понимать".

2 Моды конца XVIII века (1790-1801)

В течение десяти лет революции (1789-1799) костюмы парижан менялись ежемесячно, а иногда даже ежедневно; для того "чтоб описать костюм какого-нибудь парижанина, мало знать его вкус, нужно быть в курсе даже его политических убеждений". Модные журналы перестали издаваться в Париже; их клиенты эмигрировали, журналы последовали за ними. "Модный кабинет" в 1793 году издается в Гарлеме, "Галерея мод" в 1794 году выходит в Лондоне, разные модные альманахи печатаются в эти же и последующие годы в Берлине, Геттингене и Лейпциге; однако, несмотря на издание за границей, они воспроизводят почти исключительно французские моды.

Во время террора парижане старались одеваться как можно небрежнее и придавали своим костюмам довольно дикий вид. Даже богачи и знатные, чтобы не казаться аристократами, носили короткую рабочую куртку, названную карманьолой; эта куртка была одеждой членов якобинского клуба. Революционеры-пролетарии носили вместо коротких штанов (culotte) длинные панталоны и были прозваны поэтому санкюлотами; эти панталоны кончались у лодыжек. На ноги надевались чулки и деревянные башмаки. Верхнее платье имело вид фрака с высоким вырезом над животом, с двумя небольшими отворотами; почти весь жилет с двумя рядами пуговиц был открыт; этот жилет был расстегнут сверху, и виднелась, тоже расстегнутая, рубашка с узким воротником. Фалды фрака имели сзади вид трескового хвоста. Якобинцы носили красную фригийскую шерстяную шапку галерных рабов с трехцветной кокардой.

Щеголи с 1790 года носили на голове, осыпанной пудрой (или без пудры), высокую круглую шляпу, отделанную шелковым шнуром, так называемую бурдалу; их галстук, обшитый кружевом, завязывался большим бантом. Панталоны из лосины или казимира, натянутые как рейтузы, доходили до лодыжек или до икр и прикреплялись к полосатым чулкам розеткой. При таком костюме носили тонкие сапоги с отворотами или башмаки со шнуровкой без каблуков; в руках была палка, перевитая толстой воловьей жилой.

В 1792 году в парижских газетах появляются объявления о продаже подтяжек. С этого же времени брюки начинают шить и узкими, и широкими. Старинный левит, доходящий почти до пят, надевается светскими людьми для утренних прогулок или для незначительных визитов.

Парики с узлом или с косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины; вскоре они совершенно исчезают. Модники носили то длинные волосы, то короткие и завитые (a la Titus), то подстриженные и слегка напудренные. Высокие сапоги носились даже на балах. Во времена Террора мужские моды постепенно принимают те формы, которыми отличается эпоха Директории. К первому времени Директории относятся те щеголи, из которых образовались incroyables. Эти incroyables, названные так благодаря шляпам с невозможно высокими загнутыми полями, показывались на улицах в экстравагантном костюме, например в ярко-желтых брюках, немного ниже колен, в белом фраке с ярко-зеленым воротником и в огненно-красном жилете; на ногах у них были сапоги с широкими отворотами; на голове глубоко сидела шляпа с двумя углами; по обеим сторонам лица падали пряди волос, называвшиеся собачьими ушами; из-под фрака виднелась рубашка с многочисленными складками, а шея была обернута до самых ушей несколькими платками, иногда в этих платках скрывался даже подбородок.

Все остальные люди, не подражавшие этим модникам, носили с 1794 года фрак без украшений, жилет, короткие панталоны или брюки, сапоги или туфли с пряжками и круглую шляпу. Так называемый рейтфрак был с двумя рядами пуговиц и петель; его носили застегнутым и расстегнутым. Широкий отложной воротник поднимался сзади довольно высоко; карманы были с лацканами, а узкие рукава кончались небольшими отворотами с пуговицами. Прежний кафтан в начале последнего десятилетия носил только простой народ; в более просторном виде он служил знатным людям вместо пальто (surtout). Вместо редингота встречается польский кафтан и так называемый английский каррик: это было длинное, широкое пальто с несколькими воротниками. В 1796 году стали носить несколько жилетов один на другом, иногда на первый жилет нашивались фальшивые полы других жилетов.

Члены директории с 1795 года носили длинную шелковую, запахивающуюся спереди белую тунику с остроугольными отворотами. Вместо этой туники, по-видимому, носили также белый шелковый кафтан с баской до колен и с круглым воротником шалью до живота; этот кафтан был без пуговиц и опоясывался шарфом. На ногах было белое шелковое трико или длинные чулки и короткие штаны. Туфли носили обычно из черной кожи, а в парадных случаях из белого атласа; украшались они синей шелковой розеткой. Белые перчатки были с крагами; короткий золотой крестообразный меч висел "под самым сердцем" на белой шелковой, расшитой золотом портупее, концы которой падали вниз и были украшены бахромой. На полудлинных ненапудренных волосах была черная, отделанная золотом, загнутая спереди и сзади фетровая шляпа; спереди она украшалась кокардой, а сверху трехцветными перьями. Верхней одеждой служил синий кафтан с белым шелковым воротником, открытый спереди. Поверх этого кафтана надевался красный бархатный плащ на белой подкладке, а поверх воротника этого плаща - белый кружевной воротник. Все эти одежды были расшиты золотом.

Женский костюм 1790 года остается почти без изменения до 1794 года. Маленькие перемены сводятся к тому, что бюст в течение этого времени все повышается, талия понижается, задняя часть юбки на тазу, благодаря искусственным подкладкам (culs), все увеличивается, грудь, благодаря косынке на каркасе, тоже все увеличивается и выступает вперед; узкие рукава доходят по-прежнему до кисти. Существенные перемены заметны только в материях, из которых шьются платья, отличающихся простотой; встречаются платья из полосатых тканей, из гладкого батиста, полотна де Жуи; шелк - не в моде; пряжки на кушаках делаются из меди и стали.Прическу носят по-прежнему с длинными локонами, с шиньоном, спущенным на спину; это та самая прическа которую ввела в 1785 году Мария-Антуанетта. Сверх нее надевают английские шляпы и чепчики. С 1794 года начинают носить низкие прически и прежние чепцы, английские шляпы совершенно исчезают.

С 1794 года эти моды постепенно заменяются античными, а в 1796 году, за исключением прически, уже не встречается ничего прежнего: нет ни корсажей на китовом усе, ни удлиненных талий; женские платья напоминают то время царствования Марии-Антуанетты, когда вошла в моду для домашнего туалета английская рубашка (chemise). Начинается увлечение античными костюмами. Еще во времена Террора некоторые художники во главе с Давидом пропагандировали как среди женщин, так и среди мужчин греческие и римские костюмы. Среди людей, принадлежавших к театральному, художественному и политическому миру, было сделано несколько попыток возродить эти костюмы, но все это были лишь единичные попытки, и только во время Директории античные костюмы входят в моду. Римский костюм шел более пожилым женщинам, а греческий костюм носили более молодые, стройные, хорошо сложенные, а главное, не боявшиеся показывать свое голое тело. Модницы a la greque всячески старались подражать античным статуям: они носили костюмы Флоры, Дианы, туники Цереры или Минервы, покрывала весталок и т. п. Портнихи, создававшие эти археологические костюмы, пользовались советами художников и скульпторов. Известной создательницей греческих мод была портниха Нанси, а римских - Рембо. Прежние туфли были заменены вышитыми зеленым или голубым шелком котурнами.

Атлас, бархат и шелк не имеют никакого сбыта, все платья делаются из муслина, батиста и кисеи, преимущественно белого цвета. На перемены погоды и на холод модницы не обращают никакого внимания. Настоящая модница не всегда решалась зимой надеть поверх своего откровенного туалета легкое атласное пальто без рукавов или же укрыться от солнца под соломенной шляпой, широкие поля которой торчали кверху, чтобы не скрывать лица или завитого парика. Некоторые модницы носили шляпки из материй, завязывавшиеся лентами под подбородком, в виде капора, называвшиеся a la lucarne, или же капотики, завязанные на макушке, "оттеняющие лоб, скрывающие глаза и уши, но оставляющие шею сзади открытой".

С 1796 по 1800 год облегающее платье из самой легкой материи с тонким кушаком под самой грудью, надетое на одну только батистовую сорочку, было общепринятым; "самые пышные прелести, - как говорит один хроникер, - выставлялись женщинами напоказ без всякого стеснения"; а в журнале мод за 1812 год сказано: "Ваши матери позволяли себе немножко больше, чем легкий намек на существование у них груди".

Увлечение античными статуями все росло, и модницы мало-помалу дошли до наготы. Платье понемногу спускалось все ниже и ниже, а грудь открывалась все больше и больше; закрытое платье называлось "лицемерным", а те части тела, которые были прикрыты, считались некрасивыми; руки, закрытые до локтя, постепенно обнажались до плеча, в конце концов у некоторых дам рукава совершенно исчезли. Наконец, модницы нашли сорочки совершенно лишними и перестали их носить; сорочка "уродовала фигуру и сидела неуклюже; облегающее платье теряло свою грацию благодаря нелепым складкам этой древней одежды". Нижнее белье было заменено трико телесного цвета и богатыми подвязками, а некоторые смелые женщины надевали туники на голое тело, которое просвечивало сквозь прозрачную, легкую ткань. Только англичанки, немки и некоторые француженки носили под туниками шелковую рубашку, короткие шелковые штаны телесного цвета и розовые чулки.

В последние годы XVIII века появилась мода на кашмирские шали. Увлечение этой новинкой было всеобщим; женщины низших классов, не имевшие возможности покупать настоящие кашмирские шали, носили суконные, шерстяные, шелковые, кисейные, кружевные и даже бумажные и ситцевые. Настоящие кашмирские шали были необычайно дороги и так тонки, что их можно было продеть сквозь кольцо. В первое время увлечение шалями женщины почти не расставались с ними; они драпировались ими по античным образцам или носили их сложенными на руке.

К концу Директории платья все еще представляли тунику с короткими рукавами или изредка без них; если же рукава были длинны, то их украшали вышивкой из золота или шелка. Дамы стали носить чепчики и наколки из крепа или тюля с рюшами, кружевом и искусственными цветами и шляпы из шелковой материи, более или менее закрытые.

Широкие шали, падавшие до самого пола, позволяли дамам надевать еще более легкие и прозрачные туалеты. На картинке того времени, называющейся "Современная героиня", мы видим молодую женщину, одетую в тунику, отделанную по краям вышивкой, с кистями на углах; передняя и задняя части этой одежды соединены на плечах двумя брошами. Грудь поддерживается широким поясом. Переднее полотнище приподнято снизу и прикреплено к трико телесного цвета, прикрывающему ноги, на пальцах ног, одетых в котурны, и на руках - множество колец. Браслеты надеты только на левую руку: это эластичные обручи, украшенные по античной моде жемчугами. Шелковая сетка охватывает завитые волосы. В ушах широкие кольца. На другой гравюре мы видим модницу, завязывающую ленты на своей остроконечной туфельке. Волосы, завитые длинными кудрями, накрыты чепчиком с кружевами и лентами, к которым прикреплена длинная вуаль из черного тюля. Она одета в короткую тунику и узкий лифчик с глубоким вырезом; прозрачная юбка с полутреном начиная от талии покрывает тунику.

С появлением античных туник вошла в моду прическа с короткими и завитыми волосами a la Titus и всевозможные разновидности греческого узла и повязок.

Выше описанная низкая прическа во все время Террора почти не подвергалась изменениям, за исключением того времени, когда в подражание жертвам, обреченным на гильотину, выдумали прическу a la sacrifice с подстриженными на затылке волосами, но эта прическа очень скоро исчезла. Одновременно с прической a la Titus продолжают носить парики с более или менее спущенным или распущенным шиньоном, с челками, с боковыми локонами; так как многие модницы любили менять выражение своего лица, то темные парики чередовались на их головах со светлыми: "белокурый парик утром, а темный вечером". Некоторые дамы красили свои волосы.

Так как для прически a la Titus необходимо было коротко стричь волосы, то женщины, не желавшие лишаться длинных волос, носили коротко стриженные парики. Несмотря на это, в 1798 году благодаря этой прическе на тысячу французских женщин не приходилось и десяти, сохранивших свои волосы; им пришлось сильно раскаиваться в своем увлечении мимолетной модой, когда снова вернулись к длинным локонам и косам.

Еще до начала революции в Англии и Германии начали появляться самостоятельные моды, однако прототипом для этих мод были моды французские. - Журнал "Музарион", издававшийся в Альтоне, воспроизвел в 1799 году дамский туалет, который состоял из очень короткого, зашнурованного сзади лифчика, из юбки с коротким шлейфом, собранной у талии в складки. Лифчик - с остроконечным вырезом и с полудлинными рукавами. Этот костюм сделан из индийского муслина и отделан вокруг выреза на шее, вокруг нижнего прямого края лифчика и внизу рукавов серебряной вышивкой. На руках полудлинные перчатки. Прическа с локонами и с открытым затылком; золотые обручи надеты на волосы; спереди в волосах страусовое перо и esprit. В декабрьском номере (1798 г.) английского журнала "The Lady's Monthly Museim" воспроизведены очень скромные утренние туалеты и костюмы для гулянья. Это длинные гладкие платья с короткой талией; на плечах плюшевые воротники с длинными, падающими вниз концами, украшенными узким кружевом. Бархатные шляпы имеют форму кибитки. Рукава у платьев короткие, и руки ниже локтя прикрыты длинными перчатками. В руках большие медвежьи муфты. К концу Директории и в начале Консульства каждая женщина стала одеваться так, как ей хотелось. Выдумывались все новые и новые костюмы, и никто не был стеснен модными законами.

В своей книге "Париж в XVIII веке" Пюжо пишет, что если ему приходилось в одной и той же гостиной встретить трех женщин, то все они были непременно одеты различно: одна в греческий, другая в турецкий, третья в английский костюм.

Федор Коммиссаржевский.

http://s03.radikal.ru/i176/1009/5a/286525d34898.jpg

http://s40.radikal.ru/i088/1009/80/35665844607e.jpg

http://s55.radikal.ru/i149/1009/59/7d49d8bcb0d2.jpg

Отредактировано Mary (Чт, 23 Сен 2010 12:52)

0

301

Mary написал(а):

Джой, милая, ты немного ошиблась насчёт моды 1790 года. Точнее ошиблась автор этой статьи

Если автор не права, то - увы!  - приходится верить на интернетное слово. Прости, если ввела в заблуждение.

Есть еще у меня копия - только не знаю как скинуть, чтобы с рисунками..

Отредактировано Джой (Чт, 23 Сен 2010 12:55)

0

302

Да, у меня конец 18 века. Но до того, как женщины стали носить  "ночные рубашки". Мне не нравиться эта мода. Поэтому постараюсь взять время,задолго до её появления.

Отредактировано Mary (Чт, 23 Сен 2010 12:57)

0

303

Кстати, подняля свои записюльки = разные источники дают разные даты начала той или иной модной эпохи. Так в одной статье ампир = конец 18-нач 19, а в другой  с 1804 - по1815 и романтизм в одной - перваяя половина 19, в другой с 1815 - по 1820.

Мари, мы конечно должны соответствовать эпохе (вернее наши герои), но все-таки романы не об истории моды. Я напирмер не буду описывать платья во всех подробностях, мне достаточно знать, что редингот в "мое" время уже был  :D  а джинсов еще нет :D

0

304

Джой написал(а):

Я напирмер не буду описывать платья во всех подробностях, мне достаточно знать, что редингот в "мое" время уже был    а джинсов еще нет

Ой, ты знаешь, Джой, я тоже. Опишу платья в общих чертах. Хотя, когда выложила свой прежний роман на одном форуме, одна женщина буквально потребовала от меня описать  костюмы героев во всех подробностях. Но, как говориться на всех не угодишь. вот, я только так и не поняла: носили всё-таки уже фраки, или только камзолы?

Отредактировано Mary (Чт, 23 Сен 2010 13:09)

0

305

Джой написал(а):

Так в одной статье ампир = конец 18-нач 19, а в другой  с 1804 - по1815 и романтизм в одной - перваяя половина 19, в другой с 1815 - по 1820.

Насколько я поняла, он появился уже с 1794 года, но вплоть до 1820 года, когда вновь сменилась мода, этот стиль менялся. Вот тебе ссылка на картины, начиная с 16 века и заканчивая 20 веком. Там всё отлично видно. http://www.art.alebor.ru/

0

306

http://afield.org.ua/mod3/mod51_1.html

0

307

Эрика, спасибо за ссылку.

0

308

Мари, не знаю как ты относишься к Википедии, но вот из нее

История

Такими особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом кавалерийской униформы офицеров, а его форма позволяла им, одновременно удобно находиться в седле, верхом на коне, и при этом еще и эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине 18-го века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае, не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена офицеры были из высшего сословия и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привел к тому, что фрак стал модной на те времена одеждой для торжественных случаев.

Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруаябль» (невероятные). Он был снабжен чрезмерно большим воротником и лацканами, дополнялся не менее внушительным галстуком, закрывавшим подбородок, а туго накрахмаленный воротник рубашки, доходил до середины щек. В России во времена Павла I такие фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены и лишь после кончины императора вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду.

Неслучайно в "Горе от ума" А. С. Грибоедова встречаются несколько неодобрительные слова о фраке, который в самом начале XIX в. мог восприниматься еще с опаской:

    Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. III, явл. 22).

Встарь фраки обычно шили из тонкого сукна, а порой и из бархата, обычно синего, коричневого или зеленого цветов. Изначально черный цвет ассоциировался с трауром, и такой фрак надевали только для участия в траурных церемониях, предпочитая в повседневной и праздничной жизни надевать фраки других цветов, о чем сохранилось немало свидетельств и в русской литературе.

    “Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям” носил фрак “брусничного цвета с искрой”. Гоголь Н.В. "Мертвые души"

    Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера. Толстой Л.Н. "Война и мир"

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.
[править] Описание

К фраку полагается завязанный бабочкой белый галстук (пикейный или шёлковый), туго накрахмаленная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, белый пикейный жилет (шёлковый не считается хорошим тоном).

На фрачной жилетке три пуговицы, которые всегда должны быть застёгнуты. В нагрудном кармане — белый носовой платок (если на груди не прикреплены ордена), запонки должны быть скромными. При себе следует иметь свежие белые перчатки. К фраку положены карманные часы на цепочке, наручные не полагаются.

Фрак полагается носить только с черными лаковыми туфлями и черными носками. В холода, к фраку надевают черное пальто, к которому полагаются белый шарф и такого же цвета перчатки.

Чтобы отличить посетителей от обслуживающего персонала, которые также носят фрачную пару, последним полагается надевать не белые, а черного цвета жилет и галстук бабочку.

Фрак ярко подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т.д. можно посоветовать надеть смокинг вместо фрака, если это возможно.

0

309

Джой, спасибо за информацию. Но я решила, дабы не морочить голову взять время немного пораньше. А точнее 1780 год. Тогда в России ещё носили камзолы. ДА и к тому же это время мне больше подходит.

Отредактировано Mary (Пт, 24 Сен 2010 12:15)

0

310

У меня сегодня ночью умерла бабушка со стороны мамы. Ей было 89 лет.

Отредактировано Mary (Вс, 26 Сен 2010 11:11)

0

311

Mary написал(а):

У меня сегодня ночью умерла бабушка со стороны мамы. Ей было 89 лет.

Соболезную :'(

0

312

Спасибо, Эрика.

0

313

Мои соболезнования...

0

314

Спасибо, Саида.

0

315

Дамы и господа, я на несколько дней пропаду. Хочу полностью сосредочется на романе. Появлюсь уже с новой рукописью.

Отредактировано Mary (Вс, 3 Окт 2010 16:58)

0

316

Mary написал(а):

Дамы и господа, я на несколько дней пропаду. Хочу полностью сосредочется на романе. Появлюсь уже с новой рукописью.

Удачной работы! Ждем! :)

0

317

Форумчане, я бы хотела бы уточнить вот такую вещь. В старину в поместьях и городских особняках были гардеробные комнаты. Но вот, что меня интересует. Приходя в дом, гости отдавали верхнюю одежду дворецкому, или лакею. Но как поступали хозяева дома? В частности жанщины? И где они одевали верхнюю одежду? В гардеробных комнатах, в своих аппартаментах? Или где-то ещё? Или им приносили одежду в холл слуги?

Отредактировано Mary (Пн, 15 Ноя 2010 12:22)

0

318

Я и впрямь как-то не задумывалась над этим вопросом.
В каком-то фильме (английском) видела как дамы надевали пальто в прихожей, сняв с вешалки( но у них не было лакеев, горничная придерживала) среднего достатка семья.
А могли и в аппартаменты одетыми попереться - слуги уберут.
А тебе зачем такие подробности? напиши- горничная принесла шубку(или что там). мало ли у господ какие капризы, а когда возвращается с прогулки - пиши  лакей помог снять. :D

0

319

Джой, понимаешь, я один раз написала, что княжна припёрлась в шубке в свой будуар, так мне сделали замечание на одном форуме, что верхнюю одежду не вешали в шкаф в комнате. А вот где весела верхняя одежда и где они её одевали, когда шли на прогулку я не знаю. и как назло не у Остин, не у Бронте ничего об этом нет. Может быть были гардеробные в холле? Понимаешь, так как роман у меня исторический, делать грубых ляпов не хочеться. [взломанный сайт]

Отредактировано Mary (Пн, 15 Ноя 2010 13:45)

0

320

Mary написал(а):

А вот где весела верхняя одежда и где они её одевали, когда шли на прогулку я не знаю.

Ну если рассуждать логически, то в гардеробной, где-то недалеко от прихожей.
А на замечание могла бы ответить - моя шубка и мой будуар - где хочу там и снимаю (шучу) :D
А нельзя разве обходить такие моменты и не писать столь подробно. Ты когда напишешь этот момент, скинь, посмотрим как это можно обойти.

0


Вы здесь » Литературное кафе » Устаревшие произведения » В оковах судьбы. (любовно-исторический роман)