памятка

1. проверяем, нет ли совершенно случайно измененных фразеологизмов, то есть устоявшихся выражений.
например: «затачивать лясы» нашли? ужасно! правим на «точить лясы».

2. боремся с избитыми фразами или штампами. или они с нами борются, как повезет…
долой всех: «жил тихой и спокойной жизнью»… «в молодости блистала красотой»!
фу, как пыльно звучит, не находите?
глоток свежего воздуха и продолжаем.

3. убираем пауков-плеоназмов или экономим слова.
«впервые познакомиться» отгадайте какое слово лишнее? правильно! знакомиться во второй раз нельзя. а вам никогда не доводилось писать «свою автобиографию»? серьезно? разве автобиография бывает не своей? итак, «впервые» и «своя» скрылись за делитом, удалено. для справки, плеоназмы – это лишние уточнения и …минуты времени (шутку уловили?)

4. а есть еще такая штука как слова-паронимы, они разные по значению, но близкие по написанию. проверяем всех: «адресантов и адресатов» «соседних и соседских» и двигаемся дальше.

5. как же мы любим болеть вводными словами! подчеркните в тексте «наверное», «видимо», «конечно» и пр. что, сбились со счета? правим. а нужны они там вообще?

6. однокоренные слова рядышком убивают всю гармонию текста. пример из собственного рассказа:
« ветер с яростным порывом сил срывал листья». дальше.

7. а с логикой у нас как?
«жара и засуха вызывали дрожь в теле».
это называется поповая логика, реникс, проще говоря, чепуха

8. нелепые синонимические словосочетания или «масло масляное» другими словами.
нр, «активно-деятельный», «храбрый боец». одна из частей уже имеет смысл, зачем повторяться? «боец» уже по определению «храбрый»

9. письменную речь отнюдь не украшает деревенский слэнг или просторечие.
«его знают все собаки в городе»

10. сражаемся со словами - канцеляритами, наказываем их ликвидацией:
«как обстоит на счет вставления зубов моей матери?»
стиль деловых бумаг. но не рассказа.

11. а нужно ли использовать профессиональную лексику? ну, если у вас получится также смешно, как тут: «я встретился с молодой женщиной и подкатываю к ней с правого траверза» ))))

12. тавтология. кошмарное соседство.
«рассказанное несказанно удивило»
«следует отметить следующее». учимся на моих ошибках!))

13. слова-сорняки другого рода: «ну вообще», «вот так вот», «где-то», «как-то»…
если они необходимы, то их должно быть очень мало!

14. и вот не надо, комрады, иностранных словечек в неожиданных местах:
«среди собравшихся превалировали представители молодежи»

15. неблагозвучие:
«здесь здание не сдано».
нашли?

16. гиатус (или стыки гласных)
ну, это кому совсем хочется образцового порядка:
«машина у аэропорта»
а вот в поэзии гиатус ох как некрасив, глотается рифма!

17. а что с местоимениями? проходимся пылесосом по всем мусорным «она» «он» «их» «его»…

18. вычурная красивость или, проще говоря, не смешите нас!
« молодой дояркой овладело неугасимое желание еще больше увеличить надой молока от своей черноокой красавицы буренки»

19. сложные окончания, порой, требующие уединения со словарем:
« лицо было покрыто вуалью» а не вуалем!

20. авторское пренебрежение или про суффиксы –их(а) и –ш(а)
«приходила ли врачиха осмотреть ребенка?» думаем, а нужен ли тут сарказм?

21. сокращение окончаний. или правило для лентяев.
«отряд солдат» или «отряд солдатов»
в наше время в грамматике победил вариант с нулевым окончанием – «отряд солдат». помним об этом. и не заморачиваемся на дополнительные буквы)))

22. аллегория, метафора должны быть умными.
образец «коварство – в образе змеи»
шутка: «снесла курочка деду яичко, начисто снесла»))))

23. посмотрим ка, что у нас там через «и» соединяется? «изобразительный и образный»? одинаковые по сути слова. убираем лишнее. та же ситуация с глаголами и пр.

24. частая ошибка или правило из одного примера:
«прощаясь с друзьями, один сказал мне…» неверно!
следует писать так: «когда я прощался с друзьями, один мне сказал…»

25. ущербные предложения или ущербность нашего языка:
«нарушающие должны платить штраф»
«шел дождь и два студента» без комментариев.

26. не увлекайтесь закрученностью уточнений:
«про дом племянника жены кучера брата доктора»
не нашли? ну, и слава богу!

27. а с падежами то порядок?
«противник стрелял по нам или но нас?»
правим, если есть «нам»

28. «гусеницы» в тексте. или одно подлежащее и несколько сказуемых.
насекомые безжалостно уничтожаются.

29. и куда мы без частого «быть» «был»?! напрочь …delete.

30. подчеркиваем «банальные» прилагательные типа «хороший», «большой», «красивый»…лексика то богатая в русском языке, зачем пользоваться словарным запасом школьника, так ведь?)))

31. смотрим глаголы. все они должны быть в одном времени, времени повествования. исправляем ошибки.

31. и последнее: дайте на вычитку знакомым! мыло в глазах от пены текста имеет место быть))) свежий взгляд никогда не помешает!