Литературное кафе

Объявление

Уважаемые посетители форума! Мы переезжаем на сайт.
Прошу всех регистрироваться там и выкладывать свои произведения на форуме с самого начала. (Кто зарегистрирован хоть на одном сайте ucoz - может войти под своим логином и паролем. Если ник не совпадает с ником на этом форуме, прошу, пишите в личку Chicago - поменяем :)) Просьба в темах этого форума ничего не писать! Все на новый форум!!! БЕ-Е-ЕГОМ!!! Заполнять темы!!! Занимаем частные домики!! Желаю удачно переехать!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературное кафе » Устаревшие произведения » Рецензии и эссе


Рецензии и эссе

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

решил немного развить свой навык публицистики. простите за многобукав, оттачивание только началось)

пока вам для ознакомления предлагаю рецензию на

роман Владимира Сорокина "Лед"

Впервые услышал это имя классе в 10, разговаривая с учителем по литературе о современной прозе. Тогда же попытался прочесть один из его романов, что не удалось: мое сознание было слишком незамутненным, поэтому любая грязь воспринималась как "фу", даже грязь лечебная.

После этого периодически видел его произведения в списках любимых книг весьма неглупых людей, но рецидив знакомства с творчеством писателя откладывал. И вот момент настал, и роман Сорокина "Лед" в формате .txt довольно быстро пролистался в моем плеере.

Что я могу сказать? Сорокин, несомненно, талантливый писатель. Не буду повторять фразы вроде "крупнейший писатель современности" и "автор, которого можно поставить рядом с Толстым и Достоевским". Во-первых, я бы поспорил с первым утверждением, а для проверки второго надо выждать лет хотя бы сто.

Тем не менее, повторюсь, Сорокин - талантливый писатель, которому удалось написать занимательную книгу. Главное в ней, о чем уже давным давно сказали все литературные критики, взявшие на себя труд ознакомиться с произведением - удивительно красивая метафора пробуждения "ледяных" сердец ледяным же молотом.

Не буду вдаваться в подробности сюжета, скажу лишь, что есть на нашей планете Братство, сплошь голубоглазое и светловолосое, и является оно клубом засланцев извне, которые упорно ищут "своих" для Великой Цели (спойлеров не дождетесь). А "свои"-то забыли о корнях и ассимилировались с обычными смертными, заставив свои сердца замолчать и превратясь в такие же "мясные машины", как мы с вами, любезные. Пробудить сердце можно лишь ударом ледяного молота, и лед этот следует не выковыривать из стакана с виски, а отколоть от Тунгусского метеорита, которые ничем иным и не является, как особым льдом, попавшим на нашу многострадальную планету именно для этой цели.

Да вот незадача: не все голубоглазые блондины - члены Братства, и некоторые от таких ледяных процедур умирают. Что, впрочем, Братство не смущает: оно спокойно пускает в расход "мясные машины". Удастся ли ему добиться своей Высокой Цели, читайте в романе "23 000", а о том, как все начиналось - в романе "Путь Бро".

Мы же говорим о "Льде", верно? В моем изложении сюжет вполне может показаться конспирологическим маразмом, а кое-кто даже углядит в "избранных" с арийской внешностью нотки фашизма. Но Сорокин смог изложить его достаточно внятно и даже захватывающе.

Мне кажется, что главное здесь все же эта метафора с ледяным молотом. Тут можно даже пофантазировать о том, что "клин клином вышибают" (ледяные молоты пробуждают такие же по уровню внутреннего тепла сердца), причем клин этот - с соседского двора, ибо свои не помогают. Но тут постмодернист Сорокин дает уйму вариантов для трактовки, и вряд ли кому-то будет интересна одна из многих возможных.

Стиль изложения - более предметная тема для разбора, чем и займемся. Большое количество фекальных подробностей физиологии персонажей поначалу напрягает, а потом как-то перестаешь обращать на это внимание (хотя вопрос о детских травмах, о которых писатель обмолвился в одном из интервью, остается открытым). Стилей в романе два. Первый - авторский, отрывистый, как азбука Морзе, почти протокольный. Второй - рассказ Сестры Храм, где Сорокин явно наслаждался своим бойким пером (авторская часть намного слабее этой развернутой прямой речи), очень густой и напрямую касающийся мозгового центра наслаждений.

Я не стал бы советовать этот роман всем подряд направо и налево, все-таки очень специфичное чтение. Про себя могу сказать, что "Путь Бро" и "23 000" прочту и даже отпишусь, если будет о чем писать. И с другими произведениями Сорокина ознакомлюсь. Неспроста ведь его хотят ставить рядом с томиками Льва Николаевича и Федора Михайловича. Я пока так до конца и не разобрался, за что.

+2

2

Вредный лентяй, а я и не думал что ты вот такое выдавать можешь. Тебе автор расправу не устроит за такую рецензию?

0

3

Лещук Алексей

какое такое? и за что расправу? мне так книга понравилась)))

0

4

Вредный лентяй, уже в личке сказал что не так. А могоешь мой ВудСток разнести?

0

5

Лещук Алексей

прям разнести? я ж не литкиллер) могу единственное высказываться чуть пожестче о том, что, возможно, не понравится - но целенаправленно "мочить" не умею)))

0

6

Ну значит не разноси но помотай точно :)
Будет интересно взглянуть

0

7

Лещук Алексей

попробую) только ты сперва хотя бы пятый рассказ запости, я его с четвертым прочитаю - и сделаю рецензию на весь существующий цикл)

0

8

Лады :)

0

9

По рэцке не могу ничего сказать,т.к. Сорокина не четал

0

10

Ночью посмотрел «Царя» Павла Лунгина. Решил написать что-то вроде размышлений… Даже не о фильме, а так – обо всем понемногу)

Не вижу государя

В «Царе» Лунгина хорошо все – даже как-то неловко это говорить, но так оно и есть. Актерская игра, режиссура, антураж, атмосфера – все на высоте. Но давайте по порядку.

Мамонов-Грозный – потрясающая игра; у меня даже мурашки застывали и вперивались в экран, когда к нему ночью «пришел» убитый князь-«заговорщик», и царь разговаривал с ним, отвечая и за него, и за себя – сумасшедшее раздвоение личности в одном кадре. Кто-то когда-то сказал, что Мамонов всегда играет сам себя (правда, сказано это было по поводу «Острова» того же Лунгина). Может, в том случае это и было справедливо, но здесь Мамонов был скорее похож на себя времен «Звуков Му» - юродствующего, с безумием во взгляде, чем нынешнего - немного блаженного, со своей правдой и мудростью. Вообще образ Грозного удался – жалкий, раздавленный терзаниями старик, чья власть держится на былой силе и опричниках. Игра Мамонова глазами – это отдельная песня.

Актерское мастерство Олега Янковского тоже вряд ли нуждается в моей оценке. Чего не скажешь об образе митрополита Филиппа. Я понимаю, что как антагониста царю для воплощения художественного замысла надо было поставить человека святого, но православного символизма в фильме все же многовато (на мой буддийский вкус, наверное). Хотя, это все же мое субъективное, православие в те времена играло огромную роль для развития российской государственности. Так же я не могу ручаться и за некоторые поступки митрополита с точки зрения историчности (плоховато знаю подробности того периода) – был ли у него племянник, воевода Иван Колычев, приютил ли он его и нескольких других у себя после сдачи Пскова, чтобы спасти от гнева царя, мне неведомо, хотя сюжетное ответвление, конечно, сильное.

Другие актерские роли тоже впечатляют. Юрий Кузнецов в роли Малюты Скуратова пугает тем больше, что как самозабвенно он любит свое пыточное дело, так же самозабвенно любит своего сынишку, который страдает недугом – по фильму даются намеки, что это ему расплата за грехи отца. Еще один образ, который оставил меня под впечатлением – юродствующий, искушающи царя Вассиан. Любимый мной Ивван Охлобыстин в этой роли вызывает отвращение и ужас. Кстати, тогда он еще был действующим священником, если не ошибаюсь. Представляю, каково ему было произносить свой текст в таком статусе.

Режиссура… Лунгин узнается. В протяженности панорамных кадров, в крупных планах – чувствуется «Остров». Финальные кадры, когда царь после убийства митрополита Филиппа, запертого в заточении в монастыре, в одиночестве сидит на троне, и пустынная, заснеженная до синевы в сумерках улица с одинокой собакой - отличная точка для сильного фильма.

Но фильм фильмом, а закралась мне в голову мысль, что Грозный-то – совершенно русский тип. То есть только в России мог быть такой правитель, ведь это очень уж по-русски – натворить делов, а потом с той же ожесточенностью и самозабвением страдать, каяться и посыпать голову пеплом. Грозный уверен в своей правоте, так как старается во славу своего государства – вроде как принципе меньшего зла. Но психические расстройства, науськивания советников сделали прежде сильного и талантливого правителя параноиком, который видел заговор во всем и во всех – а уж тогдашние чекисты могли заставить подозреваемых сознаться, и зло приобрело глобальные масштабы – и каяться теперь приходится с почти физической болью, и убиенные невинно приходят по ночам и мешают спать, а люди живут в страхе, но все еще верят в своего царя – любая власть от Бога (вот, кстати, одно из главных утверждений христианства, с которым я не согласен).

Поэтому финал вполне логичен. «Где мой народ» - шепчет Грозный, безумными невидящими глазами уперевшись в одну точку. Губы повторяют «Где мой народ?» - а за спиной приготовленный для народа «луна-парк» с каруселями и аппаратами для отхлестывания десятков воров за раз, с горками и страшными механизмами для пыток и казней.  А народ, видимо, понял то же, что и Филипп, вызвав царский гнев. «Благослови государя!» - просили его. «Не вижу государя» - ответил митрополит.

Отредактировано Вредный лентяй (Вт, 21 Сен 2010 14:47)

+1

11

Лунгин вообще хорош.ТМ,да и только.

0

12

нашел старенькую статейку свою, писал курсе на третьем. сайт, где она была опубликована, канул в Лету, а текст остался. решил запостить его тут, может, кто посмеется или даже найдет материал полезным)))

Мозг в микроволновке

Современному человеку сложно представить, как жилось людям в средние века, когда сообщение о нашествии татаро-монгол приходилось передавать через пейджер. Не сказать, что люди тогда жили дольше (татаро-монголы зря времени не теряли), но с приходом в нашу жизнь мобильного телефона споры о его вреде не утихают ни на минуту, как и постоянные телефонные звонки.

Тариф «Первый»: ну, надо же с чего-то начать

Многие любители поболтать по мобильнику часто жалуются на головные боли, потерю памяти, усталость, быструю трату денег и прочие напасти. Догадливые учёные поняли, что это неспроста. Они надели белые халаты и всерьёз взялись за исследование влияния на людей сверхвысоких частот, излучаемых мобильными телефонами.

Исследования, как обычно, разделили учёных на три лагеря. Первый доказывал вред мобильников, второй опровергал. А учёные из третьего лагеря попивали виски в баре и ждали, до чего додумаются эти умники.

Тариф «Сберегательный»: береги мозг

Умники додумались доказать и то, и другое. Противники мобильных технологий узнали, что при длительном использовании мобильника мозг владельца может нагреться на один градус. Если на вашем телефоне в качестве звонка до сих пор установлена мелодия из «Бумера» - нагревание мозгов невозможно по определению. В противном случае представьте, как микроволновка нагревает пиццу. По такому же принципу доводится до готовности мозг. Теперь представьте Милу Йовович. К данной теме она не имеет никакого отношения, но, согласитесь, приятно.

Однако вернёмся к нашим баранам. Если верить учёным, фраза «Не парь мне мозги» получает физическое воплощение. Вместе с ней физическое воплощение получают и разнообразные кошмары вроде заболеваний коры головного мозга, глазной катаракты, лейкемии и даже раковой опухоли. Причём всё это чаще возникает с той стороны головы, где человек обычно держит трубку.

Но не спешите выбрасывать мобильник в ок… Ладно, тогда читайте следующий абзац, чтобы понять, почему вам не стоило так жестоко расправляться со своим телефоном.

Некоторые учёные так и не смогли доказать связь сверхвысоких частот и возникновения раковых опухолей. Они говорят, что одиночные опыты над крысами не могут дать точной картины. По их мнению, необходимы опыты в естественных, а не лабораторных условиях. Интересно, где они в естественных условиях найдут крысу с мобильником…

Тариф «Любимый»: как правильно любить мобильник

Сегодня мобильными телефонами пользуются более двух миллиардов человек в мире. Это как секс: попробовал раз - и отказаться уже невозможно. Значит, как и в сексе, надо себя обезопасить.

В первую очередь – пользуйтесь мобильной связью как можно реже, а если всё-таки приходится звонить (например, вы висите над огромной пропастью на одной руке, а до стационарного телефона не дотянуться) – постарайтесь сократить время разговора до одной минуты (дольше и не получится).

Второе - используйте гарнитуру. Тогда вам не придётся постоянно держать трубку у уха и, соответственно, у мозга. И не носите телефон в карманах: для этого прекрасно подойдут портфели или сумки (если, конечно, вы не храните там мозг).

Третье – чем хуже сигнал, тем большее излучение приходится выделять телефону. Поэтому выбирайте качественного оператора и старайтесь не звонить с подводных лодок.

И не стоит паниковать. В конце концов, когда-то считалось, что человеческий мозг не может выдержать скорость в 40 км/ч. Ничего, выдержал. Теперь посмотрим, как он переживёт это испытание.

+1

13

Хорошая статейка мне очень понравилась, особенно про крысу с мобильником....

Вредный лентяй написал(а):

В конце концов, когда-то считалось, что человеческий мозг не может выдержать скорость в 40 км/ч. Ничего, выдержал.

В смысле, нельзя было разгонять лошадь свыше 40 км? :flag:

0

14

Эрика

в смысле когда появились поезда, которые ездили с такой скоростью, врачи говорили, что человек не выдержит ее. не знаю, может лошади тогда в другом пространственно-временномм континууме передвигались, я за что купил - за то продал)

спасибо за оценку)

0


Вы здесь » Литературное кафе » Устаревшие произведения » Рецензии и эссе