решил немного развить свой навык публицистики. простите за многобукав, оттачивание только началось)
пока вам для ознакомления предлагаю рецензию на
роман Владимира Сорокина "Лед"
Впервые услышал это имя классе в 10, разговаривая с учителем по литературе о современной прозе. Тогда же попытался прочесть один из его романов, что не удалось: мое сознание было слишком незамутненным, поэтому любая грязь воспринималась как "фу", даже грязь лечебная.
После этого периодически видел его произведения в списках любимых книг весьма неглупых людей, но рецидив знакомства с творчеством писателя откладывал. И вот момент настал, и роман Сорокина "Лед" в формате .txt довольно быстро пролистался в моем плеере.
Что я могу сказать? Сорокин, несомненно, талантливый писатель. Не буду повторять фразы вроде "крупнейший писатель современности" и "автор, которого можно поставить рядом с Толстым и Достоевским". Во-первых, я бы поспорил с первым утверждением, а для проверки второго надо выждать лет хотя бы сто.
Тем не менее, повторюсь, Сорокин - талантливый писатель, которому удалось написать занимательную книгу. Главное в ней, о чем уже давным давно сказали все литературные критики, взявшие на себя труд ознакомиться с произведением - удивительно красивая метафора пробуждения "ледяных" сердец ледяным же молотом.
Не буду вдаваться в подробности сюжета, скажу лишь, что есть на нашей планете Братство, сплошь голубоглазое и светловолосое, и является оно клубом засланцев извне, которые упорно ищут "своих" для Великой Цели (спойлеров не дождетесь). А "свои"-то забыли о корнях и ассимилировались с обычными смертными, заставив свои сердца замолчать и превратясь в такие же "мясные машины", как мы с вами, любезные. Пробудить сердце можно лишь ударом ледяного молота, и лед этот следует не выковыривать из стакана с виски, а отколоть от Тунгусского метеорита, которые ничем иным и не является, как особым льдом, попавшим на нашу многострадальную планету именно для этой цели.
Да вот незадача: не все голубоглазые блондины - члены Братства, и некоторые от таких ледяных процедур умирают. Что, впрочем, Братство не смущает: оно спокойно пускает в расход "мясные машины". Удастся ли ему добиться своей Высокой Цели, читайте в романе "23 000", а о том, как все начиналось - в романе "Путь Бро".
Мы же говорим о "Льде", верно? В моем изложении сюжет вполне может показаться конспирологическим маразмом, а кое-кто даже углядит в "избранных" с арийской внешностью нотки фашизма. Но Сорокин смог изложить его достаточно внятно и даже захватывающе.
Мне кажется, что главное здесь все же эта метафора с ледяным молотом. Тут можно даже пофантазировать о том, что "клин клином вышибают" (ледяные молоты пробуждают такие же по уровню внутреннего тепла сердца), причем клин этот - с соседского двора, ибо свои не помогают. Но тут постмодернист Сорокин дает уйму вариантов для трактовки, и вряд ли кому-то будет интересна одна из многих возможных.
Стиль изложения - более предметная тема для разбора, чем и займемся. Большое количество фекальных подробностей физиологии персонажей поначалу напрягает, а потом как-то перестаешь обращать на это внимание (хотя вопрос о детских травмах, о которых писатель обмолвился в одном из интервью, остается открытым). Стилей в романе два. Первый - авторский, отрывистый, как азбука Морзе, почти протокольный. Второй - рассказ Сестры Храм, где Сорокин явно наслаждался своим бойким пером (авторская часть намного слабее этой развернутой прямой речи), очень густой и напрямую касающийся мозгового центра наслаждений.
Я не стал бы советовать этот роман всем подряд направо и налево, все-таки очень специфичное чтение. Про себя могу сказать, что "Путь Бро" и "23 000" прочту и даже отпишусь, если будет о чем писать. И с другими произведениями Сорокина ознакомлюсь. Неспроста ведь его хотят ставить рядом с томиками Льва Николаевича и Федора Михайловича. Я пока так до конца и не разобрался, за что.