Литературное кафе

Объявление

Уважаемые посетители форума! Мы переезжаем на сайт.
Прошу всех регистрироваться там и выкладывать свои произведения на форуме с самого начала. (Кто зарегистрирован хоть на одном сайте ucoz - может войти под своим логином и паролем. Если ник не совпадает с ником на этом форуме, прошу, пишите в личку Chicago - поменяем :)) Просьба в темах этого форума ничего не писать! Все на новый форум!!! БЕ-Е-ЕГОМ!!! Заполнять темы!!! Занимаем частные домики!! Желаю удачно переехать!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературное кафе » Салех » Рассказ, навеян повестью Л.Н. Толстого «Казаки»


Рассказ, навеян повестью Л.Н. Толстого «Казаки»

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

Ай-дай-далия

Это – мои горы. Они прекрасны, как сон, нежны, как улыбка матери, суровы, как закон шариата и опасны, как клинок гурда. Это – мои горы…
По моим горам еду я туда, где гяуры строят свои крепости и прокладывают свои дороги. Я еду туда, чтобы делать то, что умею. Я немного умею, но то что умею – умею хорошо! Очень хорошо!
Три года мне было, когда мой отец впервые посадил меня в седло. Десять лет мне было, когда мой дед подарил мне жеребенка-стригунка. Двенадцать лет мне было, когда мой Каро признал во мне единственного хозяина и повелителя. С тех пор минуло восемь лет, и не многие могут сравниться со мной в джигитовке. Это хорошо!
Три года мне было, когда отец впервые дал мне в руки кинжал. Десять лет мне было, когда дядя по матери подарил мне шашку. Тринадцать лет мне было, когда я впервые напоил ее кровью. С тех пор прошло семь лет, и немногие могут рассказать  о том, как бились со мной, ибо Аллах, в неизъяснимой милости своей, не позволил мертвецам говорить. Это хорошо!
Пять лет мне было, когда дед впервые дал мне пистолет. Двенадцать мне было, когда старший брат подарил мне винтовку. Пятнадцать мне было, когда моя винтовка говорила с кровником нашим, Али Валидом. Пела она песни прощальные ему, его детям, женам и слугам. С тех пор пять лет ушли за заснеженный Казбек, и никто не сможет сказать, что моя винтовка хоть раз дала промах. Это хорошо!
Вот почти все, что я умею делать. Есть, правда, еще одно…
Три года мне было, когда отец бил меня лозой по рукам за то, что я протянул их к сазу. Шесть лет мне было, когда мой дед бил меня лозой за то, что взялся я играть на сазе, не умея. Десять лет мне было, когда дядя по матери бил меня лозой за то, что играя на сазе, я взялся слагать песню, и не сумел. Пятнадцать лет мне было, когда мой старший брат дал мне пощечину за то, что когда я играл на сазе и пел, не все слушали меня и не все прекратили свои разговоры. С тех пор прошло пять лет. И нет такого акына, который пройдя через наш аул, не был бы с почетом принят в нашем доме. И никто не принес в наш дом новую песню и при этом остался без награды.
Немногое я люблю в своей жизни. Горы наши люблю. Каро своего люблю. Люблю свою шашку-гурду, с потертой рукоятью, и серебряными ножнами. Люблю свою винтовку с узорным стволом и узким прикладом. Лейли люблю…

Первый раз, когда я встретил Лейли, я не знал еще, что полюблю ее. Четырнадцать лет мне было, и скакал я на своем Каро по аулу. А она тащила кумган с водой из родника, что прямо за нашим аулом. Жаркий день, сухая пыль из под копыт коня. Запершило в горле моем и захотелось мне пить. Не остановил я Каро, нагнулся слегка и подхватил кумган у нее с плеча. Напился, коня поводьями вздернул, на задних ногах танцевать заставил, повернул. Хотел этой девчонке кумган протянуть, смотрю – а она плачет. Испугалась меня…
Смешно мне стало. Бросил я ей кумган, свистнул и поскакал дальше. Думать про нее забыл. А на другой день отец  меня – лозой. Чтобы дочь уважаемого человека не пугал…
С тех пор шесть лет прошло. Лейли  выросла. В свои четырнадцать – красавица из красавиц. Прекраснее горячего молока в зимнюю стужу. Прекраснее, чем родник в летний зной. Прекраснее гурии в райском саду…
…Взял я свой саз, пришел к сакле ее отца, старого хаджи Ибрагима, сел под дерево и запел. Пел о том, что такой красавицы, как Лейли не сыскать, хоть весь Кавказ обойди. Ни у аланов, ни в Кабарде, ни в самой Нахичевани… Пел о том, что гранат сохнет от зависти, когда видит ее губы, а звезды натягивают на себя чадру облаков, если сравнят себя с  ее глазами. Спел о том, что серна бросится в ущелье, если Лейли грациозно пройдет мимо. И о том пел, что родник не посмеет журчать и пересохнет, когда услышит ее смех, а когда ветер касается ее лица, то после свистит и пляшет от радости. И о том спел, что если Лейли улыбнется джигиту, то не будет для него большего счастья, чем умереть ради нее. Ай-дай-далия!..

Долго я пел, а потом вышел ко мне старый хаджа Ибрагим, и сыновья его – Алишер и Шамиль. В дом меня позвали, на почетное место усадили. Угощали, говорили о разном. Только про Лейли не сказали ни слова. Провожали меня с почетом, до самого моего порога. А следующим утром собрались дед мой, мудрый Салех, и отец мой, прославленный Мурад, и брат мой, отчаянный  Джабраил, и дядя по матери, отважный Исмаил, и отправились в дом хаджи Ибрагима, о свадьбе договариваться.
Хаджа  Ибрагим мне великую честь оказал. За Лейли калым в три тысячи монетов назначил. Такой калым с простого джигита не попросят. И с мюрида простого не спросят. Такой калым соберет только джигит из джигитов, храбрец из храбрецов, которого и князю первым у порога встречать и первым приветствовать не зазорно…
Вот потому я и еду к гяурам, ибо где же мне еще, во имя Аллаха, собрать такой калым?
Наш закон суров. Он запрещает убивать людей. Но гяуры – не люди! Они живут так, что позорят наши горы, наши обычаи и наши законы. И Аллах разрешил нам брать у гяуров то, что нам нужно.
Я еду к гяурам, и пою. Пою о том, как возьму у них  коней, и оружие и девушек. Коней я продам, потому что нет под солнцем коня лучшего, чем мой Каро, лов-тавро. И оружие продам, ибо нет под луной шашки лучшей, чем моя гурда, и винтовки лучше моей. А девушек продам, но одну оставлю. Пусть служит моей Лейли. Пусть моя красавица жена носит сыновей моих и рожает джигитов, а воду и дрова пусть носит гяурская девушка. И пусть моя красавица Лейли сидит у очага, а рабыня его разжигает и смотрит, дабы он не погас. И пусть когда я приду домой из похода, Лейли омоет мне ноги, а воду пусть выплеснет служанка. Ай-дай-далия!..

В моих горах ночь чернее кос моей Лейли. Не было на небе ни луны, ни звезд, когда подкрался я к поселению гяуров. Черный бешмет мой и черная моя папаха скрылись в темноте, и меня скрыли. Добрых коней я взял. Трех прекрасных жеребцов, почти таких же как мой Каро. Охраняли их всего два караульщика: старик с клочковатой, как у козла, бородой и мальчишка, с белыми, точно пакля, волосами. Они не крикнули, не позвали никого на помощь. Легкой тенью птицы ночной подкрался я к ним, и только раз блеснул мой кинжал во тьме. Пусть моей победной песней прозвучит плач гяурок по этим шакалам! Ай-дай-далия!..

Леса в моих горах гуще, чем ресницы моей Лейли. Буркой из зеленых ветвей укрыли меня ветви, когда засел я на тропе, по которой ходят гяуры. Долго стерег я свою добычу. То шли мимо меня гяуры большими отрядами, и не было бы мне чести погибнуть, точно волку, окруженному собаками. То шли гяуры безоружные, и не было бы мне чести убивать их, словно хорьку – кур. Но вот, наконец, подъехала арба, а в ней трое казаков, да примет Иблис их души. Помутил Аллах их разум, и упились они вином, а винтовки свои держали в чехлах, и шашки свои – в ножнах. Спела им песни моя винтовка, и поцеловала их шашка моя, и мой Каро умчал меня в мои горы. Ай-дай-далия!..

Долго ждал я девушек. Замер на берегу реки, словно тростник, затаился, словно змея. И день сменила ночь, и сменил ее день, и снова пришла ночь. Но на берег выходили лишь старухи, чьи пальцы узловаты, точно корни чинары, а спины согнуты, словно деревья над водой. Или девушки выходили, но охраняли их казаки, и не было бы мне чести погибнуть, не добыв рабынь для моей Лейли.
А на третий день пришли на берег девушки, чьи спины прямы, лица приятны на взгляд, а груди – на ощупь. И отвел Аллах глаза казакам, и не пришли они охранять их. Гурда моя напилась крови четверых из гяурок, а остальные три испугались так, что бежать не могли и кричать не могли. И связал я их крепкими веревками, и увез с собой на своих конях. Ай-дай-далия!..

С прибытком продал я трех коней, и три винтовки, и три шашки, и двух молодых рабынь купцу из Нахичевани. И отдал он мне три тысячи монетов, и хотел я поехать домой. Но Аллах вдруг спросил меня: «Салах, что подаришь ты своей Лейли, куда приведешь ее, чем укроешь, если замерзнет, и чем украсишь, когда возвеселит она сердце твое?» И спрятал я ту девушку, что оставил рабыней для Лейли, и пустил моего Каро по следам купца из Нахичевани. И выследил я его, и, обогнав, засел над тропой, которой шел он, радуясь выгодной сделке.
Я не брал у купца оружие и рабынь, что продал ему. Я оставил рабынь и оружие рядом с купцом, и сбросил их в ту же пропасть, в которую упал он сам, унося пулю мою в своем сердце. Но коней я пожалел, и из тех денег, что нашел я в кошельках его, отсчитал за них цену, которую он заплатил мне, и бросил их ему. И Аллах возрадовался, ибо я поступил справедливо. Ай-дай-далия!..

И приехал я в аул свой и не узнал его. Ибо не было больше аула моего и дома моего. Пока я ездил за калымом, пришли гяуры. Подло ночью напали они на аул наш –  да будут их души вечно гореть в аду! – и напали на спящих джигитов. И многие были убиты, точно куры в хорьками, не успев обнажить шашки и поднять винтовки. А гяуры, подлостью своей затмившие Иблиса, перебили тех, кто сопротивлялся им. И, гордясь своим ничтожеством, увели наших женщин и детей в плен, связав их, точно овец.

Нашел я то место, где пали дед мой, мудрый Салех, и отец мой, прославленный Мурад, и брат мой, отчаянный  Джабраил, и дядя по матери, отважный Исмаил. И увидел я, что сражались они, подобно львам, но были сразу убиты, не успев дотянуться до оружия своего и до врагов своих, подлых гяуров. И нашел я то место, где стоял дом моей Лейли, который сожгли гяуры. Боль затопила сердце мое, и скорбь ослабила руки мои. Я не сумел даже убить рабыню, что вез в дар возлюбленной моей, и она бежала в мои горы, и не догнал я ее. Под тяжестью горя своего сел я под высокую чинару. О Аллах, за что ты караешь меня столь тяжко?! Почему ты столь несправедлив?!! Ай-дай-далия!..

0

2

Салех, извините, а вы кто по нации?

0

3

не верится, что это мог написать человек, далёкий от Кавказа

0

4

Уважаемая KoFFe, по нации я - помесь жуткая! На одну восьмую - немец, на одну восьмую - еврей, еще есть славянская татарская, армянская и абхазская кровь. По "пятому пункту" однако, русский...
P.S. Чукчей и негров в крови нет. Не знаю, почему...

0

5

Как стилизация может и неплохо, боюсь судить.
Но неблизко.
И как-то неубедительно

0

6

Салех, да вот я и думаю... Детали очень точно подмечены, видно, что за тему взялся не дилетант, но некоторые моменты смутили. Чисто в плане социальном и в исторических деталях

0

7

Уважаемая KoFFe.

KoFFe написал(а):

некоторые моменты смутили. Чисто в плане социальном и в исторических деталях

Вы не могли бы уточнить, какие именно?

0

8

Например... хммммм.... ну, вот. борьба с кровниками. Женщин, стариков и детей убить в таком случае считалось большим позором, который говорил о мужчине, как о трусе. Ещё про то, когда брат давал пощечину или отец бил мальчика-подростка... Это было невозможно в таком возрасте, это было огромным оскорблением, а пощечина - вещь вообще невозможная, тем более от брата. Тело и шапка мужчины должно было быть неприкосновенным.
И на счёт аланов - они ушли в 12 веке, с тех пор народ и назывался осетины или ир ; )

0

9

Сложно что либо сказать...для меня это тяжелое произведение...

0

10

KoFFe написал(а):

Это было невозможно в таком возрасте, это было огромным оскорблением, а пощечина - вещь вообще невозможная, тем более от брата.

Уважаемая KoFFe, а я вот читал и даже слышал, что если в дом заходил князь, то отец давал сыну пощечину, дабы тот навсегда это запомнил. Этот обычай существовал, кажется,  у мингрелов... Наверное, я действительно переборщил, механически перенеся мингрельские обычаи на чеченов...

KoFFe написал(а):

Женщин, стариков и детей убить в таком случае считалось большим позором, который говорил о мужчине, как о трусе.

Не уверен. В кровной мести в Азербайджане, еще в конце XIX столетия, вырезали ВСЕХ мужчин в роду, причем меркой служил кинжал. Кто длиннее кинжала - в расход. А женщин действительно не трогали, но только в том случае, если они не сопротивлялись.

0

11

Салех написал(а):

Уважаемая KoFFe, а я вот читал и даже слышал, что если в дом заходил князь, то отец давал сыну пощечину, дабы тот навсегда это запомнил. Этот обычай существовал, кажется,  у мингрелов... Наверное, я действительно переборщил, механически перенеся мингрельские обычаи на чеченов...

ну мингрелы - это грубо говоря закавказский народ. В плане культуры закавказья я не сильна. А на счёт Чечни да. Я 5 лет жила в Грозном, и чтоб хоть кто-то ударил подростка-мальчика... Это просто невозможно. От брата тем более, чтобы взаправду, за дело, не в дружеской потасовке... А раньше с этим вообще строго было. Так и говорилось: палка и плётка - для собак и рабов. Если мужчину ударили палкой (прутом), то значит ударивший приравнивает его  к собаке и должен ответить за свой поступок

Салех написал(а):

Не уверен. В кровной мести в Азербайджане, еще в конце XIX столетия, вырезали ВСЕХ мужчин в роду, причем меркой служил кинжал. Кто длиннее кинжала - в расход. А женщин действительно не трогали, но только в том случае, если они не сопротивлялись.

Уважаемый Салех, по возрасту не могу с вами спортить, но мы же говорим о Чечне... В большинстве кавказских аулов (именно кавказских, а не закавказских) существовал такой неписанный закон. Если мальчик мог держать оружие и сражаться, то его убивали безусловно. И ПОКА он может сражаться по возрасту. В том-то и наибольшее горе кровной вражды на Кавказе, что очень часто в семьях не оставалось молодых мужчин, это настоящая трагедия... Известны случае в той же Чечне, когда целые фамилии прекращали своё существование...

0

12

кстати, поражена Вашими знаниями самоназвания предметов быта

0

13

Уважаемая KoFFe. К сожалению никак не могу претендовать на знание предмета, ибо в Чечне не был, а бывал только в Чеченской АССР. Но, вообще-то, я ведь нигде не написал, что дело происходит в Чечне. Пес его знает: вдруг это была Куба? Но, в любом случае, огромное спасибо за указанные ошибки. Если когда-нибудь еще возьмусь за описание Кавказского быта - буду нижайше просить о помощи и консультациях. Надеюсь, Вы не откажете?

KoFFe написал(а):

кстати, поражена Вашими знаниями самоназвания предметов быта

Это каких же?!!

0

14

Прочитала, это для сведения, что вас не обошла стороной. Пишите грамотно, но я вашего героя не взлюбила, он для меня человек лишенный элементарной человечности и наказание понес заслуженное.

Три года мне было, когда мой отец впервые посадил меня в седло. Десять лет мне было, когда мой дед подарил мне жеребенка-стригунка. Двенадцать лет мне было, когда мой Каро признал во мне единственного хозяина и повелителя. С тех пор минуло восемь лет, и не многие могут сравниться со мной в джигитовке. Это хорошо!
Три года мне было, когда отец впервые дал мне в руки кинжал. Десять лет мне было, когда дядя по матери подарил мне шашку. Тринадцать лет мне было, когда я впервые напоил ее кровью. С тех пор прошло семь лет, и немногие могут рассказать  о том, как бились со мной, ибо Аллах, в неизъяснимой милости своей, не позволил мертвецам говорить. Это хорошо!
Пять лет мне было, когда дед впервые дал мне пистолет. Двенадцать мне было, когда старший брат подарил мне винтовку. Пятнадцать мне было, когда моя винтовка говорила с кровником нашим, Али Валидом. Пела она песни прощальные ему, его детям, женам и слугам. С тех пор пять лет ушли за заснеженный Казбек, и никто не сможет сказать, что моя винтовка хоть раз дала промах. Это хорошо!
Вот почти все, что я умею делать. Есть, правда, еще одно…
Три года мне было, когда отец бил меня лозой по рукам за то, что я протянул их к сазу. Шесть лет мне было, когда мой дед бил меня лозой за то, что взялся я играть на сазе, не умея. Десять лет мне было, когда дядя по матери бил меня лозой за то, что играя на сазе, я взялся слагать песню, и не сумел. Пятнадцать лет мне было, когда мой старший брат дал мне пощечину за то, что когда я играл на сазе и пел, не все слушали меня и не все прекратили свои разговоры. С тех пор прошло пять лет. И нет такого акына, который пройдя через наш аул, не был бы с почетом принят в нашем доме. И никто не принес в наш дом новую песню и при этом остался без награды.

Не знаю почему, но это для меня читается как сводка/статистика, добавить бы чуток эмоций и картинку покрасочней нарисовать, это пожелание.....
Потом слова иностранного происхождения, вернее кавказкие, лучше бы расшифровать, чтобы народ мог сообразить о чем он читает.

С уважением, Эрика....

0

15

Салех написал(а):

Уважаемая KoFFe. К сожалению никак не могу претендовать на знание предмета, ибо в Чечне не был, а бывал только в Чеченской АССР. Но, вообще-то, я ведь нигде не написал, что дело происходит в Чечне. Пес его знает: вдруг это была Куба? Но, в любом случае, огромное спасибо за указанные ошибки. Если когда-нибудь еще возьмусь за описание Кавказского быта - буду нижайше просить о помощи и консультациях. Надеюсь, Вы не откажете?

Чечня, Ингушетия, территория современного Дагестана - было всё очень похоже в этих мусульманских республиках. Если понадобиться, буду рада помочь.

Салех написал(а):

Это каких же?!!

к примеру, вот, кумган, название музыкального инструмента... очень уместно

Отредактировано KoFFe (Ср, 21 Апр 2010 10:18)

0

16

А мне понравилось, особенно песня о Лейли.

0

17

Человек ради своей любви жертвует жизнями других, не задумываясь. Но очень сокрушается, когда получает от судьбы такой же ответ... Вот такая история. Слишком уж грустная.
Скажите, Салех, а у Толстого все тоже так невесело заканчивается?

0

18

Эрика написал(а):

Пишите грамотно, но я вашего героя не взлюбила, он для меня человек лишенный элементарной человечности и наказание понес заслуженное.

Уважаемая Эрика. Вот этим-то мы с Вами и отличаемся: он для меня - вообще не человек!

Эрика написал(а):

Потом слова иностранного происхождения, вернее кавказкие, лучше бы расшифровать,

Я уже старый, и потому для меня слова кавказские иностранными считаться не могут. Лимитрофов не приемлю!

0

19

Не могла правильно их обозначить (приношу извинения), такого типа: гяуры,  джигитовка, клинок гурда. Они непонятны для человека живущего вообще в соседнем государстве и цепляют глаз, и это все равно по сути слова иностранного происхождения вошедшие в русский язык, я не настаиваю, это просто просьба.

0

20

Стыд мне и позор, Казаков я не читала!)
А рассказ хорош и ничего глаз не режет, так как в обычаях кавказских я вовсе не разбираюсь.

0

21

Юлия написал(а):

А рассказ хорош и ничего глаз не режет, так как в обычаях кавказских я вовсе не разбираюсь.

Поддерживаю.

0

22

Салех написал(а):

И увидел я, что сражались они, подобно львам, но были сразу убиты, не успев дотянуться до оружия своего и до врагов своих, подлых гяуров

Сражались, но не сражались.
Читал по диагонали, единственное, что бросилось в глаза.

Текст странный. Даже не сложный, просто странный. Смахивает на какую-то рифмованную былину. при том, часть предложения написана нормально, а часть - в попытке срифмовать.
Что касается стиля... Вроде повествование от первого лица. Но идет просто пересказ событий, никакой горечи, жалости, ярости, никаких чувств. Как будто герой вспоминает чужую судьбу, совершенно безразличного ему человека. Рассказ, как черно-белое немое кино, с плохими актерами. Какая бы мысль не крылась, какой бы прекрасный оператор не был, бездарные актеры все портят. И даже нет звука и спецэффектов, чтобы хоть как-то подкрасить.

Конечно же, мое скромное мнение.

0

23

DarAmetis написал(а):

Сражались, но не сражались.

Приятно, что хоть кто-то заметил. Хотя, честно, не ожидал, что будете вы... Теперь по существу: это - издевка, связанная с тем, что в песнях и былинах склонны преувеличивать. Все, но - да простится мне! - джигиты особенно!..

DarAmetis написал(а):

Рассказ, как черно-белое немое кино

Жаль, что дальтонизм не излечим, правда?

0

24

Салех написал(а):

Жаль, что дальтонизм не излечим, правда?

Здравствуй, Август Кош  :D
Вы тогда уж выкладывайте свои произведения не в раздел "Творческая мастерская", а "Ваши творения".

Отредактировано DarAmetis (Вс, 25 Апр 2010 13:59)

0

25

DarAmetis написал(а):

Здравству

Слушайте, а кто он такой? Должно быть, такой же как вы? Он, что - ушел, и теперь вы остались такой один? Ну, что ж: в каждой деревне должен быть свой ... э-э-э, ну, не адекватный, что ли. Для развлечения... Так что, здравствуйте и добро пожаловать...

0

26

Салех написал(а):

Должно быть, такой же как вы? Он, что - ушел, и теперь вы остались такой один?

Нет, он такой же как и вы, считает себя центром вселенной, знает все лучше всех абсолютно по всем вопросам, обожает спорить (а точнее унижать других) Уже в бане)

Салех написал(а):

в каждой деревне должен быть свой ... э-э-э, ну, не адекватный,

И вы решили взять на себя эту ношу? Что ж... Можно только посочувствовать...

Отредактировано DarAmetis (Вс, 25 Апр 2010 15:47)

0

27

Здравствуйте еще раз, забавный вы наш.

0


Вы здесь » Литературное кафе » Салех » Рассказ, навеян повестью Л.Н. Толстого «Казаки»