Эй, есть кто живой?

Один великий англичанин однажды сказал «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». Справедливость этих слов даже как-то обсуждать неловко, мы все играем разные роли – на работе, в гостях, в общении с незнакомцами, даже, наверное, дома. Сам автор этого афоризма до сих пор так и не снял перед потомками маску, оставив открытым вопрос своего реального существования. Мимикрия – это вообще обычное дело для живых существ в условиях враждебного мира. Но человек и здесь в своем развитии пошел дальше: зачастую он прячется не только от окружающих, но и от себя самого.   

Не знаю даже, почему так происходит: то ли человек так запутывается в своих масках и социальных ролях, что теряет себя настоящего, то ли этого настоящего и нет вовсе. Независимо от причин, результат один: любая попытка покопаться в себе может вызвать недоумение по поводу найденного. Поэтому немногие стремятся искать, судя по всему.

Истинное Я человека скрывается от всего, что может как-то ему навредить – и порой от самого человека в том числе. Например, излишний нарочитый цинизм может прятать под коростой нежную ранимую душу, причем делать это так удачно, что сам циник будет верить в свою толстокожесть и искренне недоумевать и ругать себя за проявления сентиментальности. Все, маска приросла, оторвать ее можно только с мясом.

Или вот еще пример. Любил человек рисовать, да так хорошо, что все прочили ему карьеру успешного художника. Но судьба повернулась по-другому, и он стал инженером-технарем. Один и тот же кабинет изо дня в день, расчеты, графики и планы, и вот уже новый купленный галстук гораздо строже и скучнее предыдущего, да и холсты с мольбертами пылятся в кладовке. На вопрос «почему» смущенная улыбка – последнее, что осталось в прагматике от мечтателя, - и отговорки вроде «повзрослел», «не до того сейчас».

Как это происходит? Как внешнее Я, создаваемое для других, подменяет Я внутреннее, удобно устраиваясь вместо него внутри нашего сознания и наливая себе кофе из чужой кофеварки? И главное – куда девается тот истинный человек, который в итоге в лучших традициях Станиславского талантливо проживает чужую роль? Да и вообще, был ли мальчик?

Был. Причем именно мальчик, потому что самого настоящего себя можно найти в детских воспоминаниях. Да, дети любят играть и примерять на себя чужие роли, но в отличие от взрослых умеют быстро абстрагироваться от этого и возвращаться в свою оболочку без потерь. Наверное, все дело в том, что они имеют прививку от серьезности, для них ежедневный маскарад – игра, а не норма жизни. У каждой маски сзади есть резиночка, которую легко снять. Есть такая у ваших масок?

Уверен, что нет. Первое время человек еще осознает, когда он намеренно поступает так, а не иначе, когда милая девушка только примеряет на себя пока еще непривычный наряд стервы, которой, как говорят стереотипы, все удается. Затем грань начинает стираться, и вот уже злой взгляд и вызывающее поведение появляются сами собой, естественно. «Я изменилась», - ответ на немой вопрос в глазах близких, которые не могут узнать свою девочку. И опять – «Повзрослела».

Люди взрослеют. Может быть, это их главная проблема? Нет, конечно, понимание того, что, если измазать кошку гуталином, она не станет более похожей на Луи Армстронга, сильно поможет в жизни. Но вместе с приобретаемым бытовым опытом и житейской мудростью люди умудряются потерять что-то очень легкое и маленькое, что помогало им верить в чудо, а потом так же легко переключаться на реальную жизнь.

Человек повзрослел, переключатель сломался. Теперь все игры всерьез, и внутреннему, настоящему Я остается лишь скромно потесниться в надежде, что когда-то, разбирая старые вещи и найдя написанный двадцать лет назад холст, начальник крупного технического отдела на серьезном предприятии улыбнется и купит внуку набор масляных красок.

Может быть, у этого малыша хватит истинной мудрости запомнить себя таким, какой он есть на самом деле, чтобы суметь во взрослой жизни охранять свое Я от общественного мнения, собственных предубеждений и прочих глупостей.