Космические корабли
(попытка классификации)
“Магацитлы бросились к летательным аппаратам, имеющим форму яиц, и стали покидать Землю”.
А. Толстой, “Аэлита”.
Космический корабль — транспортное средство, предназначенное для жизнеобеспечениея экипажа, его работы и целенаправленного перемещения в космическом пространстве.
"Ах, каких только кораблей не было на главном космодроме Планеты Hегодяев! Ионолеты, атомолеты, нейтронолеты, гравилеты, летающие тарелки, летающие кастрюли, летающие бидоны, летающие самовары, большие и малые, новенькие с иголочки и изрытые метеоритными шрамами, корабли нападения и корабли защиты, откровенно грозные космические линкоры, ощетиненные смертоносным оружием, и притворно беззащитные корабли-ловушки, упрятавшие смерть в глубоких трюмах... Впрочем, никакого движения не было заметно между этими бронированными чудовищами, так как их экипажи все поголовно пьянствовали и играли в кости в портовых кабаках. Ракетомобиль Великого Спрута пролетел в самый дальний угол космодрома и остановился перед огромным яйцом аспидно-черного цвета. Это и была наводящая ужас "Черная Пиранья", зловещая бригантина Двуглавого Юла". (С. Ярославцев, “Экспедиция в преисподнюю”).
Литературные запуски рукотворных аппаратов в космос произошли задолго до реальных. И форма первых вымышленных фантастами кораблей напоминала артиллерийский снаряд: на таком корабле летали на Луну земляне (Ж. Верн, “Из пушки на Луну”), на таком же к нам прибыли агрессивные твари с Марса (Г. Уэллс, “Война миров”). С тех пор многое изменилось — первые реальные запуски аппаратов в космос потрясли мир, далеко вперед шагнула наука о космосе и теперь мы знаем, что космическому кораблю для полетов в безвоздушном пространстве вовсе не нужна обтекаемость. Но некоторое время фантазия писателей повторяла реальность: фантастические конструкции носили остроносую и вытянутую форму ракет независимо от дальности полета, а корабли использовали ракетное топливо. На такой ракете летели герои повести А. Беляева “За кометой”, по пути делая расчеты карандашом на листе бумаги, на ракетоплане устремились к Венере и герои повести Г. Бовина “Дети Земли”. Персонажи Р. Брэдбери неизменно летают на ракетах (“Р” — значит “ракета”, “Марсианские хроники” и др.), а персонажи романа Р. Хайнлайна “Беспокойные Стоуны” обживали корабль, в котором энергия для внутренних нужд экипажа поступала от атомного реактора, а двигатели самого корабля оставались ракетными.
Форма, размеры, материал и топливо.
“Джезерак сумел различить форму звездолета - он был заострен с обоих концов и насчитывал метров тридцать в длину” (А. Кларк, “Город и звезды”).
Формы космических кораблей зачастую бывают совершенно фантастические: от шара (Г. Уэллс, “Первые люди на Луне”, Д. Брин, “Прыжок в Солнце”) с дюзами по всей поверхности для удобства маневрирования (Г. Мартынов, “Каллисто”) до параллелепипеда (там же) и даже куба (“Звездный путь”), а кое-какие десантные корабли мимикрируют под, например, облако (Р. Шекли, “Вопрос формы”) и после посадки саморазрушаются до молекулярной пыли. Среди кораблей есть и дубовая бочка с двигателем в виде автоматической скорострельной пушки (Д. Пурнель, “Космолет короля Дейвида”), летающее блюдце с крышечкой, ракета, выращенная из модельки, верховая ракета “Савраска” и корабль-комета с тряпочным хвостом (Г. Садовников, “Продавец приключений”), корабль-крест, двигатель в котором - магия послушниц (Г. Кук, “Обрекающая”), утюголет на алямезоне (В. Ардов), живые корабли-симборги, которые не строят, а выращивают (Г. Л. Олди, “Чужой среди своих”), корабли, выращенные из собак (Г. Бенфоpд, "Левиафан"), и даже съедобные корабли (В. Шефнер, “Девушка у обрыва”). А вот интересное описание внешнего вида инопланетного корабля: “И вдруг чужой корабль вырвался в пространство физически. На экранах вспыхнула реальная картина — телесный предмет, а не его диковинная тень. Звездолет напоминал улитку из тройного кольца спиралей: ни у нас, ни у галактов и демиургов не было и отдаленно похожей конструкции. Корабль, совершенно прозрачный, как будто и стенок у него не было, весь состоял из мерцающего газа, сжатого какими-то силами в трехэтажную спираль. Лишь на острие возвышался темный нарост размером с наш корабельный зал — вероятно, командный пункт: в нем виднелись непрозрачные тела” (С. Снегов, “Люди как боги”).
Авторы произведений зачастую предлагают своим героям использовать уж совсем неподходящие для постройки кораблей материалы: бронза (А. Толстой, “Аэлита”), стекло (Х. Гернсбек, "Ральф 124 C 41+"), дерево (А. и Б. Стругацкие, "Первые люди на первом плоту") и даже лед (С. Лукьяненко, “Танцы на снегу”). Или подходящие - выдуманные самими авторами, например, аквалид (В. Шефнер, “Девушка у обрыва”).
Необычно и топливо для некоторых кораблей. Например, космический водород (Л. Нивен, “В траурном обрамлении”) и остальная космическая пыль (А. Мирер, “Дом скитальцев”), вакуум (А. Казанцев, “Сильнее времени”), электричество (А. Богданов, “Красная звезда”), энергия звезд (А. Кларк, “Свидание с “Рамой”), их электромагнитное излучение (Р. Торсон, «Путь кланов») и звездный свет (Л. Нивен, Дж. Пурнел, “Бешенный Эдди”), пар (В. Головачев, "Посланник"), антиматерия (А. Коул, К. Банч, “При дворе вечного императора”).
"В своих крохотных, с футбольный мяч величиной и в шесть фунтов весом, кораблях Партнеры неслись рядом с огромными кораблями Человека и вместе с ними переходили в плоскоту" (К. Смит, “Игра с крысодраконом”).
Что касается размеров, то они превосходят все мыслимые и немыслимые пределы - от крошечных кораблей для кошек до огромных, как корабли империи в “Звездных войнах” (от километра до двух в длину). Впрочем, и эти размеры будут бесконечно малы по сравнению со, скажем, звездной системой, передвигающейся по желанию ее хозяев (см. ниже).
* * *
Звездные экспедиции из романов И. Ефремова “Туманность Андромеды” и “Час быка” неизменно стартуют непосредственно с Земли, как обычные и доселе используемые корабли на ракетоносителях. Остается неясным: либо звездолеты невероятно легки и компактны, либо люди сознательно идут на риск увеличить число катастроф на Земле. Но не будем слишком строги к фантастам.
Разновидностей космических кораблей в фантастике существует огромное количество и их классификация — дело практически невыполнимое, ибо каждый автор считает своим долгом выдумать что-нибудь новенькое в этой области. И все-таки мы попытаемся.
Предлагается классифицировать все корабли по способности припланечиваться (звездолеты и планетолеты), скорости (досветовые и сверхсветовые) и по функциям.
I
“Это было поистине колоссальное сооружение, не меньше четырехсот пятидесяти метров в поперечнике... Малахитово-зеленая масса покрывала корпус. Ее сильно растрескавшийся слой был около метра толщины. В зиянии трещин из-под него выглядывал ярко-голубой металл, просвечивающий синим в местах, где стерся малахитовый слой. Обращенная к “Пегасу” сторона диска была снабжена спирально свернутым валообразным возвышением, двадцати метров в поперечнике и около десяти метров в вышину. Другая сторона звездолета, тонувшая в кромешной тьме, казалась более выпуклой, представляя собой как бы срез шара, присоединенный к диску тридцатиметровой толщины. По этой стороне тоже изгибался спирально высокий вал, словно на поверхности выступала наружная сторона погруженной в корпус корабля спиральной трубы” (И. Ефремов, “Туманность Андромеды”).
Звездолеты определим как те, что не могут садиться на планеты. Причин оставаться на орбите у корабля может быть несколько: большой вес, или риск экологической катастрофы для планеты при его посадке. Такие корабли используют катера и шлюпки для доставки грузов и пассажиров. Чаще всего они не обтекаемой формы, поскольку в безвоздушном пространстве это не требуется, у них нет посадочных опор, особой защиты обшивки от трения об атмосферу и других приспособлений для припланечивания, а посадка может стать для них катастрофой:
“Через сто секунд они коснулись атмосферы. Жужжание на грани восприятия человека охватило корпус. Для такого корабля это звучало песней смерти. Тормозить в атмосфере он мог не лучше, чем собака — перепрыгнуть через луну. Шум становился громче. Синяя Раковина просто нырял в атмосферу, пытаясь уйти достаточно глубоко, чтобы выйти из облака окружающего мусора. Сломались еще два шипа. Потом был долгий напор ускорения вдоль главной оси. «Внеполосный» вырвался из тени падающих Доков и пошел дальше и дальше, выходя на инерциальную орбиту” (В. Виндж, “Пламя над бездной”).
К таким кораблям относятся фотонные звездолеты братьев Стругацких, а также всевозможные корабли-ковчеги (см. ниже) и военные корабли-матки, несущие десант. Из кинопримеров можно вспомнить огромные корабли Империи из “Звездных войн”. У Д. Стица в романе “Встречи на “Красном смещении” одним из главных действующих лиц является корабль, который постоянно находится в слоях гиперпространства, поэтому ему ничего не стоит находиться над планетой или в планете, но сесть на нее обычным способом он не может, да этого и не требуется. Корабль всего лишь “выставляет” в обычное пространство стыковочный модуль, через который в него и попадают пассажиры. Еще один очень интересный корабль описан в романе Д. Симмонса “Гиперион”:
“Перед мысленным взглядом Консула предстал приближавшийся километровый звездолет-дерево. Причудливые из-за множества надстроек очертания корабля искажались мерцающими пузырями воздухонепроницаемых силовых полей, сквозь которые местами проступал сверкающий тысячами огней ствол; мягко светились листья и тонкостенные стручки, цепочки фонарей отмечали бесчисленные платформы, мостики, рубки, лестницы и беседки. Ближе к основанию ствол, словно гигантские наросты, облепили грузовые и технологические модули, а голубые и фиолетовые шлейфы выхлопов тянулись за корабле м, как десятикилометровые корни”.
Планетолеты способны садиться прямо на поверхность планеты. Сюда же относятся летающие тарелки, а также посадочные шлюпы, катера и спортивные корабли.
Многие звездолеты по сюжету того или иного произведения имели свойства и планетолетов, то есть садились на планету (С. Снегов, “Люди как боги”) или приводнялись (Вартанов, "Путь в тысячу ли"; В. Шефнер, “Лачуга должника”; из кинопримеров — корабли расы Мон Каламари из “Звездных войн”).
II
По скорости корабли делятся на досветовые и сверхсветовые.
Досветовые — это, прежде всего, те, что оснащены ракетным двигателем, фотонным, атомным приводом или солнечным парусом. Их используют герои А. Толстого, Жюля Верна, Г. Уэллса, братьев Стругацких, Р. Хайнлайна, рои бродяг в “Гиперионе” Д. Симмонса и легендарные волкрины из “Летящих сквозь ночь” Д. Мартина. Наверное, можно отметить еще и корабли алькарисов из дилогии С. Лукьяненко “Линия грез” - “Императоры иллюзий”, нарушавшие закон сохранения импульса. Сюда же будут отнесны различные десантные корабли, которым такая скорость просто не требуется.
Сверхсветовые, в свою очередь, делятся на:
a) летящие со сверхсветовой скоростью в обычном пространстве;
b) использующие методы “спрямления пути” (гиперпространство);
a)
“Двигатель корабля достигает бесконечной невероятности – а корабль достигает всех точек во Вселенной одновременно!”
Д. Адамс, “Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом”.
Для того, чтобы “запустить” свой корабль в космос со скоростью, превышающей скорость света, писателю необходимо сначала объяснить такое допущение каким-нибудь новым изобретением. Поэтому среди кораблей, “просто перемещающихся со скоростью выше С”, есть очень необычные экземпляры. Это “Пожиратель пространства” С. Снегова (“Люди как боги”), использующий аннигиляционные двигатели, корабль с резиновым приводом Г. Гаррисона (“Билл - герой галактики”), расширяющийся до размеров Вселенной, а потом сжимающийся в нужной точке, и корабль на двигателе бесконечной невероятности Д. Адамса (“Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом”). Совершенно необычный корабль можно найти у Д. Вулфа в “Книгах Нового солнца”:
“Коpабли, котоpые ходят междy солнцами, не похожи на коpабли Уpса. Вместо пpивычной констpyкции они пpедставляют собой чеpедy палyб, и, пеpебpавшись чеpез огpаждения одной, обнаpyживаешь, что попал на дpyгyю. Палyбы обшиты деpевом, котоpое пpотивостоит смеpтельномy холодy лyчше, чем любой металл; но под деpевом - металл и камень. Каждая палyба несет мачты в сто pаз выше, чем Флаговая Башня Цитадели. Мачты кажyтся пpямыми, но если смотpеть на какyю-нибyдь из них снизy, словно на длиннyю доpогy, yходящyю за гоpизонт, то видно, что она чyть изгибается под солнечным ветpом. Мачт бессчетное количество; каждая несет по тысяче пеpекладин, и на каждой - паpyс цвета сажи с сеpебpом. Они заполняют все небо, и если стоящемy на палyбе захочется yвидеть лимонные, белые, лиловые или pозовые лyчи далеких солнц, емy пpидется высматpивать их меж паpyсами, словно междy мчащимися тyчами ветpеной осенней ночью”.
По ходy сюжета главный геpой обнаpyживает, что такой коpабль - всего один во Вселенной, но пеpемещается и во вpемени и потомy как бы сyществyет одновpеменно во многих местах.
Есть еще загадочные корабли кукольников из серии произведений Л. Нивена: “Корпус "Дженерал Продактс" N4 представляет собой прозрачную сферу в тысячу с лишним футов диаметром. Нигде в известной части галактики не строили кораблей крупнее. Покупать их в состоянии только правительства и применяются они только для проектов колонизации”. Корабль, на котором отправился к ядру Галактики герой рассказа “В Ядре” (др. пер. “В глубине души”), мог преодолеть световой год за минуту полета, но был ужасно нерентабельным - путешествовать на нем мог лишь один человек, все остальное пространство этой огромной сферы занимали необходимые для полета механизмы. Не менее загадочным способом путешествуют быстрее света и на артефактных кораблях исчезнувшей высокоразвитой цивилизации Хичи герои серии романов Ф. Пола “Врата”. Причем, каждый раз садясь в такой корабль, герои рискуют не вернуться живыми, ибо они каждый раз не знают, куда корабль полетит и сколько времени продлится полет, а запасы воздуха и пищи ограничены.
Впрочем, не всегда писатели утруждают себя объяснениями причин, позволяющих кораблям летать со сверхсветовой скоростью в обычном пространстве. В романе Э. Гамильтона "Звёздные короли" коpабли летают в ноpмальном пpостpанстве со скоpостью, многокpатно пpевышающей световyю, без всяких пояснений со стоpоны автоpа. Экипаж даже имеет возможность любоваться паноpамой звёздного неба. А также в произведении Ю. Тупицына корабль, движется в обычном пространстве со скоростью 200 (!) световых.
b)
“При условии соблюдения надлежащей осторожности на борту гиперкосмического корабля вам ничего не угрожает. Администрация напоминает, что скорость света на борту данного корабля составляет десять метров в секунду. Это примерно в 30 миллионов раз меньше, чем в обычных условиях. Поэтому вы часто будете сталкиваться с релятивистскими эффектами и оптическими иллюзиями”
Д. Стиц, “Встречи на “Красном смещении”.
Мы будем говорить о гиперпространственных кораблях, хотя зачастую писатели используют и иные приставки (над-, под- и др) и названия. Их в свою очередь можно поделить на:
а) те, что летят в гиперпространстве какое-то время;
Это “Красное смещение” Д. Стица и многочисленные корабли из сериала “Вавилон-5”. И пульсационные звездолеты И. Ефремова:
“Теперь пульсационные звездолеты забросят людей еще дальше. Пройдет немного времени, по мерке астролетчиков, и в человеческом обществе появятся тысячелетние Мафусаилы. Те, кому выпадет на долю отправиться на другие галактики, вернутся на родную планету миллионы лет спустя. Таковой оказалась оборотная сторона дальних космических рейсов, коварная препона, поставленная природой своему неугомонному сыну, На новых звездолетах экипажи насчитывали всего восемь человек. Этим путешественникам в безмерные дали космоса и одновременно в будущее было запрещено, в отмену прежних поощрительных постановлений, иметь детей во время путешествия.” (И. Ефремов, “Сердце змеи”).
б) те, что “прокалывают” пространство мгновенно.
Например, Ая Плутишка из романа «Число зверя» Р. Хайнлайна (упоминается также в «Уплыть за закат» и «Кот, который проходил сквозь стены»), аэромобиль, оборудованный двигателем, позволяющим ему оказываться в любой точке любой вселенной, или корабли из рассказа Пухова "Корабль Роботов", система управления которыми сводится к протыканию объемной карты галактики иглой так, чтобы входа иглы совпала с текущим положением корабля. Корабль переносится в эту точку мгновенно. Также Т-корабли из романа Р. Торсона «Путь кланов»:
“Гигантский парус Т-корабля сделан из особого металла, способного поглощать и накапливать электромагнитное излучение ближайшей звезды. После того как парус накопил достаточное количество энергии, он передает ее в двигательный отсек, где энергия преобразуется в особое поле, искривляющее и свертывающее пространство. Мгновение спустя Т-корабль совершает очередной прыжок, покрывая при этом расстояние около 30 световых лет”.
Впрочем, гиперпространственные корабли можно еще классифицировать как:
а) те, что "пpокалывают" пpостpанство сами, с помощью внyтpеннего приспособления (скажем, крупные корабли из сериала “Вавилон-5”);
“Крейсер не заставил нас слишком долго скучать. Вначале на экране возникло легкое мерцание, окружившее удаляющийся корабль. Потом экраны затянуло молочно-белым свечением. Когда они очистились, крейсера на них уже не было” (С. Лукьяненко, “Лорд с планеты Земля”).
б) те, что использyют внешние явления (поpталы в "Гипеpионе" или пpостpанственная аномалия в pассказе Гибсона "Захолустье")
в) те, что комбиниpyют (ПHВ коpабли из вселенной Майлза Фоpкосигана Л. Макмастер Буджолд или коpабли гpагалов из "Волшебного локона Ампаpы" С. Павлова).
Иногда для принципа “прокалывания” пространства автор придумывает новое название. Например, корабли Г. Диксона, используют фазовый сдвиг (“Дорсай!”), а корабли С. Лукьяненко (“Звезды — холодные игрушки”, “Звездная тень”) - джамп. Смысл же от этого не меняется.
III
По функциям разделим корабли на:
ковчеги,
военные,
малые (спортивные катера, яхты, спасательные шлюпы и боты),
научно-исследовательские,
промышленные (грузовые),
пассажирские и грузо-пассажирские (торговые).
Ковчеги — огромные корабли, способные вмещать большое число людей (существ) и нести их к звездам напротяжении нескольких поколений. Таков Корабль из романа А. Паншина “Обряд перехода”, корабль, на котором летели персонажи романа Р. Хайнлайна “Пасынки Вселенной” и рассказа К. Саймака “Поколение, достигшее цели”.
“Те колоссальные корабли несли экипаж до двухсот человек, и смена поколений давала возможность проникать довольно глубоко в межзвездное пространство.
С каждым возвращением дальнего звездолета на Земле появлялось несколько десятков выходцев из другого времени—представителей далекого прошлого. И, хотя уровень развития этих пережитков прошлого был очень высок, все же новые времена оказывались для них чуждыми, и часто глубокая меланхолия или отрешенность становилась уделом космических скитальцев”(И. Ефремов, “Сердце змеи”).
А вот интересное описание инопланетного ковчега:
“В основном это было пустое пространство. Я знал, что число обитателей корабля сравнимо с населением небольшого города, но корабль может вместить гораздо больше; он рассчитан на то, что обитатели будут размножаться. В центре располагалась капсула с двигателем, казавшаяся крохотной, на конце отходящего от нее шеста в две с половиной мили находился источник света. В остальном корабль представлял собой переплетение металлических лент, завитых одна вокруг другой в разных направлениях, образующих узлы и петли разнообразной формы. Концы лент присоединялись к капсуле двигателя. Таких лент было около тысячи, и каждая из них была шириной с улицу в человеческом городе” (Л. Нивен, “Брюхошлеп”).
К ковчегам отнесем также корабли, достаточно большие, чтобы вместить имитацию целого мира (Г. Гаррисон, "Пленённая Вселенная"; С. Лукьяненко, "Рыцари сорока островов"; О. Ларионова, "Сказка королей"). Встреча с инопланетным ковчегом, созданным иной расой очень подробно описана в романе А. Кларка “Свидание с Рамой”. Пока огромный звездолет подзаряжался у Солнца, его исследовали земные ученые, но Рама так и остался загадкой — на его борту не было обитателей, только подсобные механизмы. Видимо, загадочной расе понадобилось куда-то перегнать корабль “порожняком”. Корабли поколений имеют особенность устаревать морально задолго до того, как достигнут цель путешествия. Обычно их уже давно обгоняют созданные гораздо позже корабли с гиперприводом (С. Дилейни, “Баллада о “Бете-2”).
Военные корабли бывают разные. Некоторые просто доставляют десант (живую силу и технику), назначение других — нападение на планеты или другие корабли, а третьи — просто истребители, которые не могут двигаться без большого корабля-”матки”.
Есть и довольно универсальный боевой корабль, состоящий... из небольших истребителей: “Звездный рой” — стодвадцатипалубный военный корабль из повести А. Э. Ван-Вогта “Миссия к звездам”. Способен разлетатья на девять тысяч самостоятельных сегментов в виде “игл” обтекаемой формы, каждая из которых оснащена автоматическим экранированием и анабиозными камерами. По выполнению боевых задач “Звездный рой” способен принимать прежнюю форму.
Научно-исследовательские корабли зачастую созданы без учета возможности посадки, например, Кон-Тики — корабль из романа А. Кларка “Встреча с медузой”. Шарообразный корабль Д. Брина “Прыжок в Солнце” и совершенно необычный корабль из фильма “Горизонт событий”, использующий для перемещения принцип черной дыры. Сюда же отнесем предвижные зоопарки и цирки, собирающие животных в других мирах ("Извне", А. и Б. Стругацкие; "Половина жизни", К. Булычев). Впрочем, тем же занимались Алиса Селезнева и ее отец (К. Булычев, “Девочка с Земли”), корабль, на котором они летали также был зоопарком.
Малые. Отнесем сюда все катера, спасательные и десантные боты, шлюпы, спортивные яхты, в "Солнечном ветре" Кларка, в "Тенях снов" Лукьяненко и "Hове" Дилейни.
Промышленные (грузовые). Корабли, преревозящие различные руды и другие грузы. Таких кораблей полным-полно в кинофантастике, стоит, например, вспомнить “Ностромо” из фильма “Чужой”.
Пассажирские. Сюда относится уже упомянутое “Красное смещение” Д. Стица — чисто пассажирский корабль, корабль-дерево из “Гипериона” Д. Симмонса.
Корабли-мусорщики, вспомнить специальный коpабль для извлечения тpyпов (и пpочего мyсоpа) из оклопланетного пpостpанства после космической битвы (Л. Макмастер Буджолд, "Осколки чести") или корабль-пылесос (С. Снегов, “Люди как боги”).
IV
Совершенно обособленно стоят два других типа кораблей — это естественные объекты (астероиды, планеты, системы, галактики и живые существа), используемые в качестве средства передвижения. На астероиде, проплавив в нем необходимые помещения, летели персонажи рассказа Г. Гуревича “Функция Шорина”. Также персонажи НФ используют в качестве средства передвижения планеты (Ф. Карсак) и даже звездно-планетные системы (дилогия С. Лукьяненко "Звезды - холодные игрушки" - "Звездная тень"; Л. Нивен, “Мир-кольцо”; С. Снегов, “Люди как боги”).
“Ускоритель надолго задумался над идеей существования внеземных Ускорителей. Передатчик силился понять, почему эта идея настолько поразила его собеседника. Галактика кишит Ускорителями, Питателями, Передатчиками и многими другими видами разумных существ в бесконечных вариантах и повторениях” (Р. Шекли “Ускоритель”).
А также живые (А. Громов, "Тысяча и один день"; Л. Дилов, “Звездные приключения Нуми и Ники”; С. Лукьяненко, “Лорд с планеты Земля”; Ю.Буркин, "Звёздный табор, серебряный клинок") и полуживые корабли, которые находятся в психологической или даже физической связи со своим хозяином (корабли Ворлонцев в “Вавилоне-5”) или существа, которых люди “седлают” или “запрягают” в свои корабли (Т. Зан, “Рапсодия для ускорителя”; Г. Л. Олди, “Чужой среди своих”; Е. Филенко, “Галактический консул”). На прирученных бестиях летают персонажи рассказа Ж. Клейна “Боги войны”. Конь Железного Генерала из романа “Создания света, создания тьмы” Р. Желязны когда-то был живым, но как и его хозяин теперь состоит из искусственных частей. Интересен его способ перемещения в космосе – он просто скачет, причём, при разгоне каждый его скачёк вдвое длиннее предыдущего, а при торможении – наоборот. В рассказе Р. Шекли “Ускоритель” (др. пер. “Специалист”) корабль состоит из живых существ весь полностью, начиная от корпуса и переборок и заканчивая двигателем. Тогда корабль и экипаж — это одно и тоже. Здесь же можно вспомнить и Лексс — живой корабль, напоминающий по форме стрекозу.
Описан случай, когда живые существа (в том числе несколько человек) спаслись с погибающей планеты, но не в материальном воплощении, а только их разумы, переслившиеся на исполинского разрушителя звездных систем (Д. Типтри мл., “Вверх по стенам мира”).
* * *
Хотелось бы привести еще несколько уникальных примеров:
Паломническо-погребальные корабли у Грега Бира ("Отмщение") - специальные корабли, на которых умирающие или желающие умереть отправляются к чёрным дырам, чтобы паломники (инопланетяне) получили вечную жизнь в слиянии души со Вселенной (и в бесконечном падении в сингулярность).
Корабль-толкач. Туер — корабль, состоящий практически из мощного движка и бака с горючим. Он разгоняет на коротком участке стартующий с орбиты Земли или Луны корабль, что бы тот не тратил собственное топливо (С. Павлов, “Лунная радуга”).
Н. Маркалова.
Автор благодарит обитателей FIDO эхи ru.sf&f.fandom за помощь в написании статьи.
Ссылка: http://www.sf.perm.ru/kd_spaceships.shtml